Введение:
Современный процесс финансовой глобализации приводит к тому, что экономическое пространство обретает новое качество – трансформируется в целостную систему, ключевым субъектом которой являются различные компании.
Заметные структурные изменения составляющих мирового финансового рынка обусловили транснационализацию капитала и интернационализацию бизнеса. Процесс интеграции финансовых рынков не только способствует объединению мирового хозяйства, но и таит в себе значительную опасность. Последствия мирового финансового кризиса, имеющего глобальный и системный характер, наглядно выявило недостаток эффективных теоретических подходов и практических методов преодоления кризисных явлений в рамках внутреннего финансового механизма Российских компаний и повышения стабильности мирового финансового рынка как среды их функционирования.
В связи с этим становится актуальным развитие финансового менеджмента в компаниях и построение эффективных структур финансовых служб предприятий различных форм собственности.
Оно заключается в осуществлении системы мер, обеспечивающих устойчивое функционирование компании и адекватное изменяющимся условиям управление финансами и структурой финансовых служб. Разработка эффективной системы финансового менеджмента компании должна основываться на использовании инновационных подходов и современного аппарата финансовых методов, приемов и инструментов построения и функционирования финансовой службы.
Исследование теории и практики финансового менеджмента в современных условиях имеет большое значение для формирующихся российских компаний, которые испытывают необходимость в устранении недостатков и создании гибкого механизма финансового управления. Эта проблема затрагивает не только сферу интересов собственников данных компаний, но и сферу государственных интересов Российской Федерации.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью:
? исследования современных особенностей функционирования финансовой службы компании, составляющего среду осуществления финансового менеджмента;
? анализа тенденций развития факторов, воздействующих на конкурентоспособность финансовых служб;
? определения эффективности современных подходов к управлению финансами компаний.
Глава 2:
Коэффициент автономии характеризует финансовую независимость организации от заемных средств. В 2009 году по сравнению с 2008 годом коэффициент автономии снизился на 0,02 пункта и составил 0,6. Данный факт свидетельствует о росте зависимости фирмы от внешних источников финансирования.
Коэффициент финансовой устойчивости представляет собой соотношение собственных и заемных средств. Превышение собственных средств над заемными свидетельствует о достаточном запасе финансовой устойчивости и независимости ООО «Химхолодсервис» от внешнего финансирования .
На конец 2009 года показатель «плечо» финансового рычага составляет 0,63. Если значение показателя превысит 1, соответственно организация потеряет автономию и финансовую устойчивость. Таким образом, снижение (рост) показателей является отрицательным фактором, и организации следует недопускать уменьшения (увеличения) данных показателей в будущем. На текущий момент ООО «Химхолодсервис» имеет значительный запас финансовой устойчивости.
Организационная структура финансовой службы ООО «Химхолодсервис» представлена на рисунке 1 приложения 2.
В ее составе выделяют два основных подразделения (управления финансами и планирования), которые в целях удобства рассмотрения названы отделами. Подразделения финансовой службы состоят из профильных групп.
Бухгалтерия предприятия в рамках финансового менеджмента специализируется на финансовом бухгалтерском учете и является одним из источников информации для деятельности финансовой службы. Ее целесообразно выделить из финансовой службы предприятия, что позволит обеспечить независимый от финансовой службы контроль над финансами предприятия (т.н. контроль в “две” руки).
Финансовая служба также привлекает специалистов юридического и других подразделений предприятия в качестве экспертов при выполнении отдельных работ по финансовому менеджменту и при подготовке нормативно-методической, договорной и другой документации.
Отдел управления финансами предприятия специализируется на управлении собственными финансовыми ресурсами предприятия и привлекаемыми сторонними финансовыми ресурсами.
Отдел включает следующие группы:
Группа финансового проектирования, основные функции и задачи которого:
? разработка нормативно-методических документов по управлению финансами предприятия;
? разработка финансовой стратегии и подготовка проектов управленческих решений по стратегическим финансовым ресурсам предприятия;
? разработка предложений и подготовка проектов решений по текущему и оперативному управлению финансами предприятия;
? мониторинг состояния, контроль исполнения и корректировка принятых управленческих решений по финансам предприятия;
? подготовка проектов решений по совершенствованию организации управления финансами в предприятия.
Группа организации внешнего финансирования, в основные функции и задачи которого входит:
? разработка нормативно-методических документов по организации внешнего финансирования;
? организация привлечения стратегического заемного капитала из финансового рынка;
? организация привлечения реальных инвестиций;
? организация среднесрочного финансирования хозяйственной деятельности предприятия из финансового рынка;
? организация краткосрочного финансирования операционной деятельности предприятия;
? размещение свободного капитала предприятия на финансовом рынке.
Группа ценных бумаг и фондового рынка. Ее основные функции и задачи:
? разработка нормативно-методических документов по деятельности предприятия на фондовом рынке;
? организация привлечения стратегического заемного капитала из фондового рынка;
? организация среднесрочного финансирования хозяйственной деятельности предприятия из фондового рынка;
? размещение на фондовом рынке свободного капитала предприятия (денежного и в форме ценных бумаг, например, векселей).
Плановый отдел который специализируется на финансово-экономическом управлении хозяйственной деятельностью предприятия.
Основным методом оценки эффективности функционирования финансовой службы ООО «Химхолодсервис» является вклад, который служба вносит в деятельность организации в целом.
Основной задачей финансовой службы ООО «Химхолодсервис» является разработка финансовой стратегии развития организации.
При постановке целей финансовое подразделение анализирует те направления деятельности, кото¬рые собственник считает перспективными, и дает им финансовую оценку, что является ключевым мо¬ментом при принятии решений относительно реа¬лизуемой стратегии.
После того как прошло какое-то время с момента внедрения, уже можно гово¬рить о том, что, если отклонение от заложенного в стратегии объема продаж небольшое, прогноз за¬трат компании был довольно точным. Финансовой службой за последние годы была проделана огромная ра¬бота по анализу различных вариантов стратегиче¬ского планирования, но еще более трудоемким и методологически сложным остается создание вза¬имосвязи стратегии с текущим оперативным упра¬влением.
Заключение:
В период радикальных перемен, образования новых социально-экономических отношений и организационно-правовых форм важное место занимает проблема выживания и развития промышленных предприятий. Реформирование экономики сопровождается научными исследованиями и разработками теоретического характера. Создание нового производственного корпуса вызывает необходимость решения ряда серьезных конструктивных и методических проблем.
Важной коренной проблемой является при помощи реформирования и реструктуризации создание таких систем управления производством, которые смогут сдвинуть с “мертвой” точки развитие предприятий
Традиционно под предприятиями, требующими реформирования и реструктуризации, понимаются бывшие государственные структуры, находящиеся в кризисном или предбанкротном состоянии.
Преобразования, произошедшие в Российской экономике изменили всю систему хозяйствования на предприятии. Основной проблемой Российских предприятий является устаревшая материально техническая база, износ оборудования и.т.д.
В процессе проведения анализа было выявлено, что ООО «Химхолодсервис» полностью покрывает краткосрочные долговые обязательства ликвидными активами.
В качестве рекомендаций по оздоровлению финансового состояния ООО «Химхолодсервис» рекомендуется составить план финансового оздоровления в форме бизнес-плана.
Результативность внедрения плана финансо¬вого оздоровления ООО «Химхолодсервис» про¬гнозируется через достижение нормативных значений определенных коэффициентов, что позволит организации достичь положительных результатов в будущем периоде.
ООО «Химхолодсервис» успешно работает в течение нескольких лет, постоянно улучшая свои позиции. Однако не все компании могут провести полную реконструкцию своей системы бюджетного планирования. Исследовав деятельность ООО «Химхолодсервис» и других компаний, необходимо реализовать следующие мероприятия по улучшению процесса бюджетирования.
1. Необходимо разделить выполнение бюджета и процесс премирования. Так, по итогам работы за последний год выплатила премии за выполнение финансового плана. Это создает проблемы при определении целей, так как работники стремятся к гарантированному получению премий, в то время как руководство хочет более значимых показателей. Отсюда, конечно, не следует, что выплачивать денежные поощрения по результатам финансовой деятельности не нужно. Одним из способов решения здесь может быть выплата премий, исходя из прямой прибыльности компании (без учета достижения поставленной цели).
Другое решение - когда премии начисляются из расчета производительности в сравнении с прямыми конкурентами, что также снимает проблему достижения целей.
2. Необходимо разделить бюджетирование и прогнозирование. Бюджет однозначно связан с распределением ресурсов, что требует внутреннего управления и анализа. Прогнозы же могут строиться на основе финансовых моделей, меняться каждый месяц, квартал или по обстоятельствам .
3. Применять внешний бенчмаркинг для определения целей по контролю за стоимостью. Это позволит сосредоточиться на реальных целях с учетом возможностей продвижения в условиях конкуренции. Кроме того применение внешнего бенчмаркетинга позволяет получить качественные услуги по приемлемым ценам.