Введение:
Задача создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством.
Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы научного исследования.
Тот огромный человеческий и природный потенциал, которым обладает Россия, требует не только правильного использования государством национального богатства, но и хорошо организованного и налаженного контроля. Государственный финансовый контроль – это особая функция государственного управления, которая осуществляется в интересах как государства, так и всего общества.
Практика свидетельствует, что в настоящее время в Российской Федерации функционирует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующих между собой. В научном смысле - это не назовешь системой. Случается, что один и тот же экономический субъект последовательно подвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов. В результате как бы имеет место непрерывный контрольный процесс. Однако он не имеет подчас практического смысла и вызывает негативное отношение.
Создание его стройной, четко очерченной системы, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной бюджетной политики государства. Определение места и роли высших органов финансового контроля в единой его системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.
Социальный климат в стране не изменится к лучшему до тех пор, пока бюджетная сфера деятельности государства не будет надежно защищена, пока не станет всеобъемлющим и действенным контроль за исполнением требований бюджетного законодательства, расходованием государственных ресурсов. Поэтому становление и развитие эффективной системы государственного финансового контроля как общественной потребности видится актуальной теоретической и практической проблемой.
Глава 3:
Следует отметить, что только с помощью эффективного государственного контроля высшее руководство правового государства может гарантировать защиту финансовых интересов общества, укрепить его доверие к государственной власти, обеспечить достижение единой цели власти и общества – благосостояния граждан и стабильности государственной власти.
Перспективность введения аудита эффективности в систему Российского государственного финансового контроля, прежде всего, обусловлена его способностью определять степень достижения запланированных социально-экономических результатов, и, таким образом, давать оценку эффективности использования государственных средств.
Происходящие изменения в организации бюджетного процесса вызвали новые требования к организации государственного финансового контроля, являющейся составной частью системы государственного управления.
Успешное развитие экономики Российской Федерации и как следствие рост благополучия граждан в значительной мере зависит от способности государства эффективно управлять своими финансовыми и материальными ресурсами и осуществлять на жестком уровне контроль их использования, что в большей степени определяется достоверностью и оперативностью информации об их использовании.
В условиях финансирования государством социально-важных приоритетных вопросов актуальным становится публичность и гласность результатов аудита эффективности расходования субъектом Российской Федерации помощи из федерального бюджета. Отчеты о подобных проверках необходимо публиковать не только в издании органа финансового контроля, имеющем ограниченный тираж и предназначенном для ограниченного круга специалистов, но и в средствах массовой информации Федерации и самого субъекта Российской Федерации, что позволит информировать исполнительную власть, законодательные органы, общественность, ученых и практиков (финансистов, глав администраций) о практике использования государственных средств, имеющихся проблемах в бюджетном процессе, поможет организовать обмен опытом. Таким образом о результатах подобного контроля будут информироваться парламент, руководство государства и общество в целом.
Сам же аудит эффективности расходования субъектом Российской Федерации помощи из федерального бюджета должен быть объективным и независимым от органов исполнительной власти, которые используют указанные средства.
Таким образом, проведение аудита эффективности должно быть обеспечено достоверностью используемой информации, оперативностью ее получения, быть объективным.
Аудит эффективности расходования субъектом Российской Федерации помощи из федерального бюджета можно рассматривать как важный и своевременный шаг в процессе развития системы государственного финансового контроля, перевода системы контроля на современный профессиональный уровень, отвечающий потребностям реформирования российской экономики .
Чтобы вывести систему государственного финансового контроля в целом на новый этап развития проведение аудита эффективности расходования субъектом Российской Федерации помощи из федерального бюджета должен отвечать современным экономическим отношениям и следующим требованиям:
? анализ деятельности органов государственной власти как на федеральном так и на региональном уровне в части использования средств помощи из федерального бюджета, включая затраты на их собственное функционирование, и разработки предложений по эффективному их функционированию должен использовать все виды финансового контроля как субъектов так и Федеральных органов;
? использование разных видов финансового контроля и аудита, подчиненных главной цели;
? использование новых инструментов и методов с применением современных информационных технологий;
? разработка и внедрение новых методик эффективности использования субъектом Российской Федерации помощи из федерального бюджета.
Заключение:
В заключение хотелось бы привести основные выводы, сделанные в процессе изучения избранной темы.
Функционирование системы государственного финансового контроля в целом и всех ее органов должно быть подчинено принципу эффективности. Из экономической теории известно, что эффективность выражается отношением результатов какой-либо деятельности к затратам на ее осуществление. Очевидно, затраты на проведение контроля не должны превышать достигнутые при этом результаты. Вопрос состоит в том, как оценить величину результатов и затрат контрольной деятельности. Зная количественное значение этих показателей, т. е. имея объективную оценку эффективности отдельных органов контроля, его видов, форм и методов представляется возможным смоделировать оптимальную систему государственного финансового контроля и целенаправленно управлять ее развитием.
Практика показала, что наиболее важными факторами повышения эффективности финансового контроля являются квалификация ревизоров, полнота и достоверность исходной информации, качество научно-методической базы контроля, его нормативно-правовое обеспечение.
Однако эти факторы, имеющие несомненную практическую ценность, не приближают к решению задачи количественной оценки эффективности контроля. Пока еще не существует общепризнанной научно обоснованной методики такой оценки. Имеются отдельные попытки ее создания. Рассмотрим некоторые из них.
Для этого вернемся к базисной формуле эффективности как отношения результатов к затратам. С позиций оценки коммерческой эффективности ее обоснованность не вызывает возражений, но применительно к миссии государственного финансового контроля она представляется отнюдь не безупречной. Ведь снижение затрат на проведение контрольной деятельности далеко не во всех случаях характеризует пропорциональный рост ее эффективности. Очевидно, можно рассчитать некоторый уровень общественно-необходимых затрат на проведение контрольных проверок, например, исходя из эмпирических норм времени работы специалистов и стоимости нормо-часа их труда. Следовательно, в знаменателе формулы целесообразно учитывать не фактические, а нормативные общественно необходимые затраты, обеспечивающие требуемое качество выполняемых работ.