Основная часть:
Главной проблемой в сфере местных финансов сегодня является низкий уровень налоговых доходов в местных бюджетах. Основным источником муниципальных финансов остаются межбюджетные трансферты. Сложившаяся система финансирования муниципальных образований достаточно адекватно отражает унизительное положение органов местного самоуправления в современной иерархии властных структур. Это не дает использовать имеющийся потенциал для развития конкретных муниципальных образований и государства в целом.
Анализ нормативно-правовой базы и практики ее применения позволяет сделать вывод, что сложившаяся ситуация обусловлена спецификой действующего законодательства в сфере распределения налоговых источников между уровнями бюджетной системы. Так, по данным Министерства финансов РФ, постоянно снижается доля налоговых доходов в местных бюджетах. Одновременно растет объем межбюджетного вспоможения — с 39,5% в 2004 г. до 58,6% в 2008 г. Ситуацию осложняет и то, что доля даже местных налогов в структуре налоговых доходов бюджетов муниципальных образований остается незначительной — менее 15%. В результате собственные бюджетные доходы 60% муниципальных образований на 70% и более формируются за счет дотаций и субсидий из вышестоящих бюджетов. Усугубляется финансовая зависимость органов местного самоуправления от региональных и федеральных властей.
Все большее распространение получает отрицательный трансферт, когда согласно ст. 142 Бюджетного кодекса РФ муниципалитеты перечисляют собственные средства в бюджеты субъектов Федерации для формирования региональных фондов: финансовой поддержки поселений и финансовой поддержки муниципальных районов. За три последних года их общий объем вырос в три раза и превысил 6 млрд руб. Такой переток денег дестимулирует развитие территорий, поскольку муниципалитетам невыгодно повышать свою бюджетную обеспеченность. Проще быть бедным, чем отчислять деньги в региональный бюджет. Да и ответственность за неисполнение части полномочий перекладывается на другой уровень власти. В итоге сокращается число вопросов местного значения, решаемых муниципалитетами, и ухудшается качество оказываемых населению публичных услуг.
Порой складывается парадоксальная ситуация, когда по решению судов или прокурорским предписаниям, а то и по прямому указанию губернаторов муниципалитеты вынуждены выполнять работы, не входящие в сферу их ответственности. В то же время глав муниципалитетов часто привлекают к ответу за бездействие в решении вопросов местного значения, на реализацию которых нет средств в местном бюджете. Таким образом, нормы Налогового и Бюджетного кодексов РФ не способствуют развитию местного самоуправления. Из-за несовершенства законодательства не разграничены полномочия между разными уровнями публичной власти. Однако механизмы налогообложения не могут быть изменены на муниципальном уровне. Возможные перемены — компетенция федерального законодателя. Но согласно проекту Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. предполагается введение налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц. То есть намечается объединение двух местных налогов. При этом налог на недвижимость юридических лиц останется вне компетенции муниципалитетов. Хотя по Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г. перспективным источником формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов называется налог на недвижимость. По оценке специалистов, местные бюджеты в такой ситуации еще больше проиграют, поскольку объединенный налог планируется распределять между бюджетами субъекта Федерации и муниципальных образований. Федеральный центр намерен отменить федеральные льготы по уплате местного налога на землю, который в полном объеме остается в муниципальных бюджетах. Казалось бы, вот оно — долгожданное подспорье. Однако суммарный объем льгот составляет всего 2,9 млрд руб., поскольку 68% земельного фонда страны относится к федеральной собственности. Так что дополнительная нагрузка на федеральный бюджет по компенсации уплаты федеральными структурами местного земельного налога не наполнит бюджеты более чем 20 000 муниципальных образований.