Введение:
В повседневном сознании «культура» представляет собой некий собирательный образ, который объединил в себе искусство, религию, науку и тому подобное. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает суть человеческого существования как реализацию творчества и свободы. От всех остальных существ на земле человек отличается именно присущим ему чувством и пониманием культуры.
Безусловно, необходимо различать, для начала, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, уже потом понимание и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, а вот второе достигается лишь сравнительно на поздних стадиях ее развития. Следует отметить, что когда говорят о культуре, то имеется в виду не просто некоторый творческий акт человека, а само творчество как универсальное отношение человека к миру.
Представление о культуре означает в целом универсальное отношение человека к вселенной, к миру. И через свое отношение индивидуум организовывает мир и самого себя. Любая культура - это абсолютное индивидуальное целое, созданное конкретным отношением человека к Вселенной и к самому себе. Иначе говоря, когда мы изучаем различные культуры, то мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы обнаруживаем для себя иные людские мироздания, в которых люди и существовали, и чувствовали совершенно иначе, чем мы. Каждая культура является своеобразным способом творческой самореализации и самовыражения народа и человека в частности. Поэтому изучение других культур обогащает мир не только новыми знаниями, но и новейшим созидательным экспериментом.
Помимо определения «культуры» существует и определенная типология культур. Не существует абсолютно верной и всеохватывающей типологии культур, на которой основывалась бы культурология, так как каждый исследователь в типологию культуры закладывает свое понимание и смысловую нагрузку данной классификации. До сих пор в современной философии и культурологии нет общепринятого критерия, по которому можно было бы их классифицировать. Нельзя сказать, что не было попыток выявить данный критерий, но опять-таки высоких результатов это не принесло. Мы приведем в нашей работе основные, наиболее известные типологизации культур.
Целью настоящей работы является рассмотрение существующих типов культуры и принципа, положенного в основу их типологии.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
• рассмотреть традиционно выделяемые типы, виды и формы культуры, их значение в современной культурной среде;
• выделить наиболее известные типологизации культуры
Основная часть:
В идеациональной культуре искусство стремится к условности, абстрактности, и оно формируется в соответствии с четкими канонами и чаще всего обезличено (так, к примеру, нам не известны имена художников, расписавших стены пещерных храмов Аджанты, создавших прекрасные арабески мусульманских орнаментов). В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Стройное совмещение двух видов мироощущения находится в основании достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частично реалистическими.
В идеациональной культуре восприятие и познание мира, как правило, происходит через интуицию и мистический опыт. Рациональное познание отрицается, и человек не полагается на свой разум, так как он больше думает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и возможности преобразования действительности. Люди культуры идеационального типа не пытаются идти к естественнонаучному познанию, а напротив, их внимание сконцентрировано на мистическом эксперименте, приоткрывающем тайну существования иного мира. Красочным примером такого мировосприятия и типа культуры является европейское Средневековье IX —XII вв., где доминирующее место в сознании занимала религия, пронизывая все формы жизнедеятельности.
Для чувственной (сенсорной) культуры характерно восприятие мира исключительно посредством органов слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной культуры будет являться личное счастье, и сухоай аскетичный образ жизни не для него. Этот культурный тип был когда-то реализован Европой в эпоху Нового времени, когда появилась наука, познающая мир путем опыта, апостериори. И самое главное, что опыт выступает практически незаменимым мерилом правды, а рациональное познание возводится в ранг абсолюта. С этого времени начинают стремительно развиваться техническое и естественнонаучное познание, зарождается индуктивная философия.
Между двумя вышеописанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть осуществлен либо идеалистический, либо эклектичный тип культуры. В них оба основных вида мировосприятия представлены либо в гармоничном единстве (идеалистический тип), либо во фрагментарном, эклектическом нагромождении и противостоянии друг другу.
Американский философ Филмер Нортроп (1893г. — 1975г.) за основу культурной типологизации берет методы познавательной деятельности. По его мнению, причина «идеологического конфликта» между восточным и западным типом культуры в противоположности философских позиций. Ведь для восточной культуры более свойственны интуитивное, иррациональное мировосприятие и ценностный подход к деятельности, тогда как западная культура практична, и базируется на методах научного, рационального познания.
Типологии культуры по методам познавательной деятельности будет схожа классификация культур по основанию форм мышления. В такой классификации отличаются формы мышления, господствующие в культуре: «партикуляризм —универсализм» , «ассоциативность — абстрактность». Для партикуляристских культур присущ интерес к специфическому, индивидуальному, а для универсалистских — напротив обобщения и всеобщие категории. В партикуляризме превалирует ассоциативность, то есть приращение знания осуществляется медленными темпами за счет непосредственного чувственного опыта. Универсализм располагает абстрактными формами мышления.
Приведенные типологии как правило рассматриваются в совокупности друг с другом. Если рассматривать культуру запада, то ее можно обозначить как универсально-абстрактную, а если анализировать восточную, то ей будет присущ «партикуляризм» и «ассоциативности».
Заключение:
Как можно судить по вышеизложенным фактам, неоднозначность критериев и параметров, на основе которых производится типологизация культур, подтверждает то, что выстроить и дать одну универсальную типологию культуры нельзя. Поэтому на современном этапе культурология представляет нам различные типологии культур. Выделяя из множества существующих на данный исторический период какую-то одну типологическую модель очень важно понимать, на основе чего составлялась та или иная классификация, а отсюда и выделять критерии и параметры такой классификации. Применение типологического метода в трактовке культурных явлений результативно при изучении различных явлений в области гуманитарных сведений и естественно-научного течения.
Мы рассматривали в нашей работе различные научно-философские труды, посвященных культурологи, и в частности, типологии культуры. Безусловно, во всех приведенных нами работах прослеживается общее начало и определенная схожесть понятий и типологии. Но в любой классификации культуры есть своя специфика, обусловленная разностью исследовательских целей и подходов к описанию типологии. Надо отметить, что приведенные нами наиболее известные типологии – это далеко не полный перечень существующих на данный момент типологизаций культуры.
Для культуры одним из основополагающих критериев является смысл, который понимается как суть и наполнение человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл как таковой определяет, что же мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.
Смысл не всегда постигается человеком, и далеко не произвольный смысл может быть сформулирован разумно: большинство смыслов прячется в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и становясь ядром их размышлений и чувств. Из таких смыслов и образовывается культура. Индивидуум одаряет этими смыслами все окружающее, и мир выступает для него в своей универсальной гуманной важности.
Таким образом, можно составить соответствующую формулировку культуры: культура есть универсальный способ творческой самореализации человека через понимание смысла, через склонность анатомировать и утвердить смысл человеческой жизни в его соответствии со смыслом сущего.
Культура видится нам как определенный смысловой мир, который воодушевляет людей и объединяет их в отдельное сообщество (к примеру, в нацию, религиозную или профессиональную группу и т. п.). Этот смысловой мир переходит из поколения в поколение и обусловливает способ бытия и мироощущения людей.