Реферат по теме: Макс Вебер "Протестантская этика и дух капитализма" (для кандидатского минимума)

Название работы: Макс Вебер "Протестантская этика и дух капитализма" (для кандидатского минимума)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Философия

Страниц:

23 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

1. М. Вебер в науке 4

2. Основные положения работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» 7

3. Значение работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» 15

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Выдержка:

Введение

В последнее время наряду с изучением объективных факторов развития современной экономики возрос интерес к влиянию форм сознания на экономику и политику, особенно религиозного, национального самосознания, в том числе соответствующих религиозных убеждений и этических взглядов, оказывающих воздействие на индивидуальную мотивацию и интересы отдельных людей. Таким образом, обнаруживаются мощные каналы влияния субъективного фактора на общественное устройство и соответствующий образ жизни.

Все эти вопросы тесно связаны с исследовательской деятельностью Макса Вебера. К тому же Вебер сегодня интересен тем, что дал направление продолжающейся до сих пор дискуссии о методах и подходах к изучению современного общества, задал перспективу развития социальной науки, что послужило предпосылкой для рецепции Вебера в ряде научных сообществ Запада и интереса к его учению в России. Особенно привлекательна попытка Вебера выйти из замкнутого круга сциентистско-антисциентистской антиномии, ведение им поиска «по ту сторону» «естественно-научной» и историцистской картин мира.

2. Основные положения работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»

Социально-историческое своеобразие капитализма Вебер связывал с его «духом». В связи с этим возникала задача выявить этическую - нравственно-религиозную - мотивацию носителей капиталистического духа. Что и было сделано в «Протестантской этике», в которой наиболее отчетливо выразилась социальная философия автора, проводящая социально-исторический анализ генезиса буржуазии параллельно с рассмотрением социокультурного аспекта генезиса капитализма.

Предварительно стоит отметить, что именно на почве нового осмысления этого социально-философского труда Вебера на Западе в конце 1970 и 80-х годах (в частности среди западногерманских социологов Ф.Тенбрука, И.Вайса и В.Шлюхтера) возникает проблема так называемого «парадокса рациональности».

Проблема заключается в том, что по мере углубления процесса рационализации, которая изначально носит религиозный характер, происходит «обезбоживание» мира. Тем самым на первое место выходит глубинная связь проблемы этики и проблемы рациональности. При этом обоснование и экспликация веберовской исследовательской программы ведется его интерпретаторами, исходя из его социологии религии, предметом которой является субъективно подразумеваемый смысл, что помогало Веберу вскрыть содержание категории социального действия. Тем самым открывается возможность найти связующее звено между социологией социального действия и социологией рациональности. В социологии религии Вебер категория социального действия становится центральной.

Похожие работы на данную тему