Введение:
Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В настоящее время экономика России представляет широкий спектр различных рыночных институтов, среди которых начинают ускоренно развиваться структуры корпоративного типа. В мировой практике финансово-промышленные и промышленные корпоративные структуры характеризуются высокой устойчивостью по отношению к рискам различной этимологии, и поэтому становление корпоративного капитала вызывает повышенный интерес не только практиков, но и ученых-экономистов.
Проблемы формирования корпоративного капитала стали актуальными в России лишь в 90-х гг. ХХ века.
Внешними побудительными мотивами для этого стали общемировые процессы, в частности возросший интерес к корпоративному управлению в США (как реакция на волну враждебных захватов контрольных пакетов акций при одновременном усилении институциональных инвесторов и ряда корпоративных скандалов), мировой финансовый кризис 1997 – 1998 гг. и проблемы корпораций стран с развивающимися рынками.
Основным внутренним побудительным мотивом такого интереса стала необходимость привлечения инвестиций в экономику страны и низкая конкурентоспособность подавляющего большинства российских фирм на финансовых рынках, обусловленная в том числе и низким уровнем корпоративного управления в компаниях.
Характеризуя степень научной разработанности данной темы, следует учесть, что она уже анализировалась различными авторами в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, а также в веб-ресурсах.
Глава 3:
Общий объем инвестиций в государственные корпорации до 2010г. должен составить около 1 трлл. руб. (примерно 33 млрд. долл.), притом, что «Ростехнологии», «Росатом» и «АСВ» функционируют без привлечения средств из федерального бюджета. Эта сумма денег будет направлена на модернизацию российской экономики и поддержку бизнеса. В эту сумму не входят средства, переданные Банку развития на антикризисные мероприятия (450 млрд. руб. или около 15 млрд. долл. США).
К примеру, 130 млрд. руб. вложено в «Российскую корпорацию нанотехнологий». Важность этого направления научных исследований и внедрений не вызывает сомнения. США, Япония и Китай на протяжении последних лет инвестируют значительные суммы в данную область. Корпорация планирует соинвестировать в проекты бизнеса на самых рисковых этапах. Мера рациональная в плане стимулирования и гарантирования частного бизнеса в проектах start-upв области нанотехнологий. Нанотехнологии являются перспективным направлением развития мировой науки. У России есть шанс занять значимую долю данного рынка уже к 2020г. Государственная корпорация уже софинансирует несколько проектов.
Исходя из целей государственных корпораций России, прописанных в законах по их учреждению, не остается сомнений в том, что мера по их созданию окажет положительное влияние на экономику страны.
Однако существует рад проблем, которые могут воспрепятствовать реализации задуманных задач.
Первая проблема заключается в непрозрачности и неподконтрольности действий государственных корпораций большинству государственных органов власти. Корпорации лишь ежегодно представляют правительству отчет, аудиторское заключение, заключение ревизионной комиссии. Счетная палата Российской Федерации по законодательству может определять эффективность и целесообразность лишь расходов государственных средств и использования федеральной собственности. Однако после передачи денежных средств и собственности государственные корпорации она становится собственностью самого института развития. Данные меры приняты для содействия оперативности принятия решений и устранения необходимости по совершению большого объема работы по отсчитыванию перед органами власти.
Решением может послужить то, что кроме ежегодного отчета перед правительством и заключения аудиторской фирмы, выбираемой на конкурсной основе самой корпорацией, на обозрение правительства и общественности предоставлялись заключения двух независимых аудиторских компаний, выбираемых правительством непосредственно перед началом проверки на конкурсной основе. Это позволит добиться объективности информации, не скажется на оперативности работы корпораций, сузит возможности влияния на проверяющие компании со стороны проверяемых. Кроме того, раз уж создана такая уникальная форма собственности, как госкорпоративная, то необходимо внести поправки в законодательство с целью разрешения Счетной Палате РФ проверять эффективность и целесообразность использования имущества и денежных средств данных субъектов хозяйствования, но не чаще одного раза в год.
Вторая проблема заключается в эффективности работы корпораций. Так как извлечение прибыли не является целью деятельности некоммерческой организации, то данные субъекты хозяйствования рискуют стать простыми перераспределителями бюджетных средств без совершения технологического прорыва. Кроме того, четко не прописан план действий по реализации задач реформирования вверенных им сфер деятельности.
Правительства большинства стран мира путем создания государственных корпораций решали вопросы бездорожья, создания высокотехнологичной экономики, телекоммуникационного сектора и восстановления промышленности после дефолтов, кризисов и войн. В Великобритании, к примеру, государственная корпорация была некогда выбрана в качестве организационно-правовой формы для отраслей промышленности, подвергшихся национализации. И существовала она там с 1945 г. до начала 80 х. Среди самых известных государственных корпораций того времени были: Британская газовая корпорация, Национальный угольный совет, Центральный совет по выработке электричества.
Чтобы не повторить опыт других стран в части неэффективного управления необходимо принудить корпорации к разработке четкого плана действий хотя бы на среднесрочную перспективу, с составлением бизнес-планов проектов, куда планируется инвестировать денежные средства, и если это невозможно (в «Роснанотехе», к примеру, круг потенциальных проектов будет определятся в течение всего срока существования корпорации), то разработать единый механизм оценки рентабельности и перспективности идей и алгоритм их финансирования.
Заключение:
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.
Идея создания государственных корпораций в России является правильной, так как их целями являются развитие инфраструктуры, создание и использование инноваций и аккумулирование инвестиций – деятельность, которая порой остается непривлекательной для бизнеса или является важной для государства, без которой невозможен дальнейший экономический рост и процветание России.
Однако при реализации данной идеи необходимо свести к минимуму риски, обусловленные несовершенством законодательства о госкорпорациях и российскими реалиями, и не повторять ошибок других государств, имевших опыт создания таких компаний.
Во-первых, определены основные формы капитала, а так же показана его трансформация в современных условиях. Охарактеризованы сущность и содержание корпоративного капитала. В широком смысле под корпоративным капиталом понимают систему экономических отношений собственников корпорации, их агентов и государства в лице властных органов. Ключевая роль в этих отношениях принадлежит владельцам и управляющим корпоративной собственности.
Во-вторых, определена суть категории госкорпорация, показан опыт других стран в организации «статутных корпораций». Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. В той или иной форме государственные корпорации существовали или существуют в Японии, США, Германии и других развитых странах.
В-третьих, произведена ревизия взглядов на госсектор экономики. В условиях глобализации госкорпорации призваны привлечь дополнительные прямые иностранные инвестиции в экономику страны, обеспечив инвесторам минимальные бюрократические проволоки. Госкорпорации могут рассматриваться как средства повышения абсорбционного потенциала страны.
В-четвертых, показана хронология создания государственных корпораций в России, приведена их краткая характеристика. К настоящему моменту на территории РФ создано 8 государственных корпораций. Большинство из них – в наукоемких отраслях, таких как, атомная промышленность, судостроение, авиастроение, нано отрасль. Сейчас идут дебаты относительно идеи ГК «Росавтодор». Вероятность того, что она, все-таки, будет создана, очень велика.
В-пятых, рассмотрены причины столь высокого внимания со стороны государства к созданию государственных корпораций: 1) недостаточный набор инструментов у государства; 2) недостаточное качество административной системы; 3) возможность смены властных элит, что приведет к возможному пересмотру приоритетов.