Основная часть:
В том случае, когда в контрастирующие отношения вступают понятия несоотносимые, то называющие их слова не являются анто¬нимами. Так, в предложении: Перед нами был невысокий, но длин¬ный забор, выделенные слова – не антонимы, так как понятия «вы¬сота» и «длина» характеризуют предмет (забор) с разных сторон, семантически не соотносимых между со-бой. Следовательно, в дан¬ном случае мы имеем дело с логическим противо-поставлением (ко¬торое создает так называемую антонимическую ситуацию), а не с собственно лексической антонимией.
В последнее время содержание понятия антонимов существенно рас-ширено и дополнено. Если до недавнего времени антонимами считались только слова, содержащие в своем значении указание на качество, то теперь современные исследователи усматривают антонимию и у слов, принадле-жащих к одной и той же части речи, обозначающих разно¬го рода чувства, действие, состояние, оценку, пространственные и временные отношения и т.д.
Антонимы могут быть использованы в тексте с разны¬ми стилистиче-скими целями:
1) для указания на предел проявления качества, свойства, от¬
ношения, действия, например: «Человеку надо мало: / чтоб искал и нахо-дил» (Рождественский);
2) для актуализации высказывания или усиления образа, впе¬чатления и т. д. Например: Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет (Лермонтов);
3) для выражения оценки (иногда в сравнительном плане) противопо-ложных свойств предметов, действий и др. Например: И мне стало казать-ся, что один старичок, совсем незначительный, укреп¬лявший овраги сада-ми, был достойней для моего романа, чем все эти великие люди (Пришвин).
4) для утверждения двух противоположных свойств, качеств, дейст-вий. Например: Он в упор по¬смотрел ей в глаза своими постаревшими, ка-кими-то странными, од¬новременно и добрыми и злыми глазами (Симонов);
5) для утверждения одного из противопоставляемых признаков, дейст-вий или явлений реальной действительности за счет отрицания другого. См.: Ей [Майе] казалось, что это не веселая песня, а очень грустная» (Горький)
6) для признания некоего среднего, промежуточного качества,
свойства и т.д., возможного или уже утвержденного между двумя
противоположными по значению словами: Кипренский писал ни хо¬рошо, ни плохо, – что-то погасло внутри (Паустовский).
Синонимы и антонимы являются важным языковым средством. Осо-бенно они играют большую роль в стилистике русского языка.
Еще Д. И. Фонвизин, автор знаменитой комедии «Недо¬росль» и созда-тель первого «Опыта российского сословника» (т.е. словаря синонимов), пи-сал в XVIII веке о значении синонимов в русском языке: «Если станем рас-сматривать, в чем состоит сходство синонимов, то найдем, что одно слово не объемлет никогда всего пространства и всей силы знаменования друго¬го слова и что все сходство между ними состоит только в главной идее. Неу-жели многословие составляет изобилие язы¬ка? И какое было бы дурацкое богатство, если бы десять и больше слов изображали в нем только одну идею? Тут память бы лишь тщетно обременялась. Тут один бы слух чувст-вовал разность в звуке слов, но разум не вкушал бы никакого удо¬вольствия, не ощущал бы ни силы, ни точности, ни простран¬ства, ни тонкости, каковые могут иметь человеческие мысли».
Роль антонимов в русском языке также велика. С их помощью получа-ет выражение контраст (антитеза), слу¬жащий исключительно ярким средст-вом изображения и характе¬ристики лиц, предметов, событий путем их со-поставления с про¬тивоположными лицами, событиями так же, как в живо-писи свет¬лые краски получают яркость на фоне темных.