Введение:
Тема курсовой работы: Категорийный менеджмент в торгово-розничных предприятиях (на примере компании ТНК-ВР).
Актуальность разрабатываемой проблемы связана со следующими положениями. Последнее десятилетие стало революционным для розничной торговли в России. На смену эпохе распределения пришла эпоха конкурентного, свободного от государственного контроля розничного бизнеса. Торговля претерпела серьезнейшие структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стала играть важнейшую роль в экономике страны.
Сегодня в России насчитывается более 1 млн. розничных торговцев, от уличных продавцов, до сетей супермаркетов. Каждый из них функционирует с успехом благодаря тому, что более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяет запросы определенных групп потребителей, причем для покупателя все больше становятся важными неценовые факторы. Для этого менеджерам торговых предприятий приходиться принимать сложные решения, касающиеся разработки стратегий, выбора и формирования торгового ассортимента, вопросов ценообразования, продвижения и представления товаров в магазине. Эта совокупность действий, предпринимаемых розничными сетями для удовлетворения потребностей покупателей и влияния на их решение о покупке, и составляет предмет управления торговым ассортиментом, получивший название категорийный менеджмент.
Категорийный менеджмент – это подход к совершенствованию работы розничных компаний и их ключевых поставщиков, разработанный в 60-х годах в США. Затем подход получил популярность и на практике реализован большим количеством компаний в разных странах мира.
Глава 2:
Розничная сеть ТНК-ВР осуществляет продажу нефтепродуктов в 20 крупных регионах России (в основном в Северном, Центральном и Уральском регионах) и почти во всех регионах Украины. Она насчитывает приблизительно 1 400 автозаправочных станций, предлагающих высококачественную продукцию нашим клиентам и реализующих более 8 млрд литров топлива в год. Около 800 автозаправочных станций находятся в собственности компании под управлением наших дочерних предприятий. Остальными станциями владеют и управляют джобберы ТНК, которые являются независимыми владельцами автозаправочных станций.
Розничная сеть осуществляет реализацию топлива под двумя различными торговыми марками — ТНК и ВР, ориентированными на разные потребности и предпочтения потребителей в условиях быстрорастущих рынков России и Украины.
В Москве ТНК-ВР является лидером топливного рынка, имея более 220 автозаправочных станций двух брэндов. На Украине на долю ТНК приходится 30% рынка нефтепродуктов. Высокое качество товаров и услуг является главной задачей. Наши обязательства перед клиентами помогли нам установить новые стандарты качества в розничной продаже топлива.
Основные задачи ТНК-ВР, на розничном рынке:
- Сосредоточить внимание на удовлетворении потребностей клиентов.
- Усилить уже существующие жесткие программы контроля качества и усовершенствовать стандарты обслуживания.
- Расширить и оптимизировать розничную сеть компании на ключевых рынках.
- Установить и укрепить сильное положение на рынке.
- Увеличить объемы продаж топлива и других товаров через свою розничную сеть.
Начиная с образования компании в 2003 году, розничный бизнес ТНК-ВР рос более чем стремительно. Компания вышла на новые перспективные рынки Санкт-Петербурга и юга России и увеличила присутствие в Москве и Киеве. После пересмотра стратегии обновленный бренд ТНК предложил новый уровень сервиса, внешний вид и ощущения. Более широкий ассортимент видов топлива, продуктов и услуг на АЗС под брендом ВР в Москве сделал эту сеть лидером продаж среди розничных сетей ВР во всем мире. Показатели продаж основных продуктов компании указаны на рисунке 4 и таблице 4.
Заключение:
Таким образом, проанализировав практический опыт компании ТНК-ВР, показавший высокие результаты, можем сделать следующие выводы.
Категорийный менеджмент — это процесс управления ассортиментом, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица.
Цели категорийного менеджмента заключаются в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом. Этот процесс необходим для увязывания различных блоков логистических цепочек в продвижении товара, где каждая категория товара выступает как самостоятельная и главная бизнес-единица, вокруг которой выстраивается вся схема работы торговой компании, направленная на обеспечение максимальных финансово-экономических показателей.
Реализация программы категорийного менеджмента не всегда правильно понимается менеджерами различных уровней в торговых и производственных предприятиях. Дело в том, что внедрение категорийного менеджмента в торговой или производственной организации сопряжено зачастую с изменением всей структуры закупок и продаж. Данная стратегия направлена в первую очередь на реализацию тех программ и задач, которые преследуют дистрибьюторские компании и розничные сети, удовлетворяя потребности конечного покупателя, поэтому главным инструментом на предприятии или организации становится не производство или просто служба продаж, а категорийный менеджер (ассортиментный комитет).
Работа компании при этом организуется таким образом, что все решения, принимаемые категорийным менеджментом, пронизывают все структуры предприятия и реализуются так, чтобы в первую очередь и в максимально короткие сроки снимать насущные вопросы, оптимизировать все необходимые логистические цепочки и получать максимальный финансовый результат.
Категорийный менеджмент в этом случае становится основой управления торговой компании: на достижение указанных целей направлены все подразделения и бизнес-процессы фирмы. Таким образом, категорийный менеджер несет на себе максимальное бремя ответственности за принятие решений и получение максимального экономического эффекта.
В поле ответственности категорийного менеджера попадает вся цепочка — от процесса закупок до продажи товара. При этом оценивается работа не каждого подразделения в отдельности, а ее эффективность в разрезе деятельности всей логистической цепочки.