Введение:
Актуальность темы исследования. Нынешний финансовый кризис по праву можно считать наиболее глубоким и драматичным за последние не-сколько десятилетий развития мировой экономики.
Основная причина кризиса - особенности циклического развития миро-вой экономики. Большинство экономически развитых стран, в первую очередь США и страны Западной Европы, после пика технологического и экономиче-ского развития в конце ХХ века входят в новый цикл - в цикл снижения тем-пов экономического роста, а, по мнению многих экспертов, и даже в рецес-сию.
В сложившихся условиях экономические возможности предприятий и организаций ухудшаются, повышается роль управления прибыльностью и рентабельностью деятельности, возможностями сохранения жизнеспособно-сти компаний. Поэтому практически все организации стоят перед необходи-мостью поиска внутренних резервов повышения эффективности.
Проблема эффективности - это всегда проблема выбора. Выбор касается того, что продавать, какие товарные группы, каким способом, как их распре-делить и какой объем ресурсов использовать для текущего и будущего по-требления.
Как известно, важнейшими показателями экономической эффективности являются прибыль, рентабельность продаж, производительность труда, фон-доотдача. В условиях кризиса из всего комплекса этих показателей наиболее важным является прибыль, в которой находят выражение результаты исполь-зования всех производственных ресурсов, качество и объем выпускаемой про-дукции.
Достижение же желаемого уровня прибыли требует развития системы управления финансовыми результатами на предприятии.
Система управления финансовыми результатами представляет собой сложный механизм оценки процессов вне и внутри предприятия, имеющихся у предприятия ресурсов, возможностей нивелирования негативных тенденций окружающей среды и принятия наиболее правильных управленческих реше-ний, в связи с чем требуется совершенствование существующих и развитие новых подходов к управлению прибылью.
В данной работе рассматриваются отдельные аспекты развития и совер-шенствования управления финансовыми результатами предприятия, представ-ляющиеся на наш взгляд наиболее актуальными.
Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов управления и оценки финансовых результатов и использования при-были организации на примере предприятия ООО «Триумф».
В соответствии с целью исследования в дипломной работе будут реше-ны следующие задачи:
- Определить экономическое содержание и понятие финансового результата;
- Рассмотреть организацию анализа финансового результата;
- Раскрыть направления использования прибыли;
- Провести анализ результатов хозяйственной деятельности ООО "Триумф" ;
- Провести анализ финансовых результатов и рентабельности ООО "Триумф"
- Разработать рекомендации по повышению прибыли и уровня рен-табельности ООО «Триумф».
В первой главе работы рассмотрены теоретические вопросы финансово-го результата, как объекта управления: понятие, содержание, функции и ос-новные теории прибыли; анализ прибыли; использование прибыли в деятель-ности предприятия.
Во второй главе проведен анализ результатов хозяйственной деятельно-сти ООО «Триумф», в том числе произведены расчеты основных финансовых коэффициентов по анализу прибыли и рентабельности.
В третьей главе работы разработаны мероприятия по совершенствова-нию управления прибылью исследуемого предприятия.
Глава 3:
Значительного сокращения материальных расходов можно добиться по-средством построения более эффективной работы с поставщиками. Зачастую у предприятий существую возможности закупки товаров по более низкой це-не, однако сотрудники отделов снабжения, не имея прямой материальной за-интересованности, не занимаются поиском более выгонных предложений о поставках.
Разрабатывая рекомендации по снижению материальных расходов, предприятию следует порекомендовать в первую очередь создать контроль-ный орган, отслеживающий работу отделов снабжения и сбыта и подчиняю-щийся напрямую руководству. Создание такого отдела позволит помимо прочего избежать злоупотреблений со стороны снабженцев (например, за-ключения контрактов на поставку менее выгодных для ООО «ТРИУМФ» за личное вознаграждение сотрудника отдела снабжения).
Значительно сократить расходы на закупку товаров, по нашему мнению, поможет система отбора поставщиков.
Первым этапом работы с поставщиками является конкретный план составления базы данных поставщиков ООО «ТРИУМФ», который за-висит от долгосрочных целей. Для ООО «ТРИУМФ» применим сле-дующие критерии выбора поставщиков:
• количество поставщиков - главная цель при определении количества
поставщиков - их оптимизация.
• состав поставщиков - зависит от необходимой номенклатуры
материалов, товаров;
• тип отношений - при работе с поставщиками должны присутствовать и
«оппортунистические» и партнерские отношения. Как правило, на
ограниченный ряд партнерских отношений приходятся многочисленные
«оппортунистические»;
• региональное распределение поставщиков;
• риски, связанные с поставщиками. Всегда есть риск, что поставщик не
произведет требуемую поставку. И поскольку «выпадение» даже од-ного поставщика может иметь катастрофические последствия для пред-приятия, целесообразно заранее изучить рынок на предмет рисков.
Второй этап - система оценки и выбора поставщиков ООО «ТРИУМФ», которая должна включать показатели, объективно отражающие работу по-ставщиков материальных ресурсов. Данная система разработана с исполь-зованием метода экспертных оценок путем анкетирования. Были при-влечены 5 экспертов (3 - работники ООО «ТРИУМФ», связанные с управлением материальными ресурсами; 2 - независимые). Среди них:
1) директор ООО «ТРИУМФ»;
2) заведующий складом ООО «ТРИУМФ»;
3) менеджер по снабжению ООО «ТРИУМФ»;
4) администратор ООО «ТРИУМФ»;
5) экономист ООО «ТРИУМФ».
Для отбора наиболее важных показателей в анкете были представ-лены 4 показателя и открытая строка:
Назовите наиболее важные, по Вашему мнению, показатели при оценке и выборе поставщика?
1. оперативность поставок в случае неплановой заявки;
2. цена;
3. система оплаты;
4. качество продукции;
5. другое (напишите, что именно) .
Данные опроса представлены в таблице 20
Заключение:
Самостоятельное функционирование предприятий в условиях динамич-но протекающих рыночных процессов ставит необходимостью развитие сис-темы управления прибылью. Это необходимо для сохранения финансовой самостоятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизвод-ства, получения желаемого уровня дохода на вложенный капитал, удовлетво-рения социальных и материальных потребностей коллектива.
Достижение желаемого уровня прибыли возможно при тщательном ис-следовании данной категории, определении факторов ее формирования, ко-личественной оценки, совершенствования методов анализа прибыли, соот-ветствующих условиям реальной рыночной экономики. Существующие ме-тоды управления прибылью, как правило, разработаны либо для однопродук-тового производства, либо для многопродуктовых производств с однородны-ми видами продукции.
Прибыль выступает основным критерием успеха. Без прибыли предпри-ятие не может рассчитывать на продолжительное существование и дальней-шее развитие.
Руководители имеют возможность повлиять на получение предприятием прибыли посредством отдельных составляющих процесса управления, таких как постановка целей, разработка стратегии, прогнозирование и планирова-ние, финансовый и технико-экономический анализ и т.д.
Необходимость этих элементов управления осознана, они используются, однако практические результаты их применения не всегда соответствуют ожиданиям. Подобная ситуация обусловлена несогласованностью действий в управлении, сложностями, возникающими при реализации разработанной стратегии, отсутствием средств поддержки принятия решений, другими фак-торами. В этих условиях основной задачей руководства становится организа-ция процесса управления, основанного на такой последовательности дейст-вий, которая позволяет пройти путь от постановки цели до ее достижения оп-тимальным способом. Несмотря на кажущуюся простоту этого пути, прохо-дить его без препятствий раз за разом получается далеко не у всех. Тем более актуальным становится организация процесса управления, когда речь идет о прибыли.
Отметим слабую освещенность в литературе вопросов согласования эта-пов разработки и реализации стратегии, отсутствие конкретных средств под-держки принятия решений при управлении прибылью.
Эффективное управление прибылью коммерческих организаций обеспе-чивается с помощью методов внешнего и внутреннего экономического ана-лиза. Результаты внешнего анализа организаций-конкурентов позволяют оп-ределить возможности повышения конкурентоспособности собственной то-варов и организации в целом. На основе внутреннего анализа выявляются ре-зервы повышения эффективности продаж.
В выпускной работе проведён анализ управления прибылью в коммерче-ской организации ООО «Триумф», в ходе которого выявлен ряд недостатков и проблем.
В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:
• в структуре имущества ООО «Триумф» основную долю занима-ют оборотные активы – 90,7%;
• валюта баланса увеличилась вдвое в 2009 году, в 2010 году прирост активов составил 14,3%: активность организации значи-тельно увеличилась за последние 3 года;
• в структуре пассивов ООО «Триумф», основная доля приходится на заёмный капитал;
• важнейшим пассивом в структуре источников средств ООО «Триумф» является краткосрочный заёмный капитал, на который приходится 61,7% всех средств, и который представлен в основ-ном кредиторской задолженностью – 49,5 %. Кредиторская за-долженность перед поставщиками и подрядчиками – основная статья краткосрочных обязательств – составила 39% в структуре пассивов на конец 2010 года.