Введение:
Актуальность темы исследования. Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации 1993 г. каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Таким образом, государство путем установления в Основном законе конституционно-правовых гарантий охраны интеллектуальной собственности берет на себя ответственность за соблюдение на всей территории России прав субъектов авторского права и иных смежных прав (в том числе, авторов, исполнителей и потребителей музыкальных произведений).
Свобода творчества и преподавания гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Правовые основы прав авторов, исполнителей музыкальных произведений находят свое воплощение в нормах части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации .
В результате бурно развивающихся в России отношений, связанных с созданием объектов интеллектуальной собственности, возрастает необходимость их эффективной охраны и защиты от нарушений со стороны третьих лиц (недобросовестных исполнителей и т.д.). Такая охрана и защита в России закреплена на самом высоком — конституционном уровне.
Актуальность темы определяется также тем, что к началу ХХI в. изменилось отношение к музыке в целом и возникла необходимость защиты как самих объектов интеллектуальной собственности, так и прав авторов, исполнителей и потребителей музыкальных произведений.
Рост числа научных публикаций за последнее десятилетие однозначно свидетельствует о неподдельном интересе ученых к вопросу нормативно-правового регулирования механизма правовой защиты прав авторов и исполнителей музыкальных произведений в России.
О понятии и юридическом содержании музыкального произведения известны труды таких ученых как: В.В. Белич, С.А. Беляцкин, М.Ш. Бонфельд, В.В. Варфоломеев, В.А. Васина-Гроссман, А.М. Гарибян, Е.К. Глушко, О.В. Протопопова, Н.Л. Стремецкая, Е.В. Халипова, В.Н. Холопова, С.А. Чернышева, П.Г. Чистобородов, А.И. Яфаев и др.
Целью исследования является определение особенностей реализации механизма правовой защиты музыкальных произведений, как отрасли интеллектуального права в соответствии с нормами части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:
— уточнение понятия и юридического содержания музыкального произведения;
— выявление и научный анализ юридических механизмов использования музыкальных произведений;
— выявление и изучение правового регулирования отношений по использованию музыкальных произведений;
— исследование содержания личных неимущественных и исключительных прав авторов и исполнителей музыкальных произведений;
— выявление и анализ перспектив развития законодательства о защите прав авторов и исполнителей музыкальных произведений.
Глава 3:
Общепризнанным является тот факт, что, пока не истек срок действия авторского права, автору или иному правообладателю в отношении произведения принадлежит абсолютное право на его практическое применение. Вместе с тем суть авторского права состоит в уравновешивании интересов создателей, с одной стороны, и интересов общества, с другой. В целях установления компромисса в строго регламентированных законом случаях допускается некоторое ограничение исключительной способности авторов и иных правообладателей на использование произведения. Однако эти ограничения никоим образом не влияют на личные неимущественные права автора, являющиеся во всех случаях неотчуждаемыми.
Каждый субъект творческой деятельности заинтересован в популяризации собственных сочинений. В сущности, произведения создаются не только для личностного удовлетворения творца, но и для реализации потребностей общества в эстетическом, научном, познавательном и ином восприятии действительности.
Следует отметить, что именно массовое воспроизведение продуктов художественного творчества делает их ценными также с экономической точки зрения.
В зарубежной правовой литературе подчеркивается необходимость поиска справедливого, т.е. законного, компромисса между тремя категориями конкурирующих интересов в интеллектуальной сфере: автора, предприятий, эксплуатирующих произведение, и широкой общественности .
Выделяют две формы ограничения авторских и смежных прав, вводимых в интересах общества:
а) допускающие свободное и бесплатное использование произведений и объектов смежных прав;
б) допускающие использование произведений без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения (так называемые недобровольные лицензии) .
Некоторые случаи свободного и бесплатного использования произведений продиктованы соображениями социальной политики, что связано с необходимостью удовлетворения потребностей общества в области образования, культуры и информации. В других случаях речь идет об обеспечении доступа к результатам творчества и распространении произведений в интересах социума. Если подобные ограничения предусмотрены законом, то свободное использование не требует предварительного разрешения автора или правообладателя на осуществление отдельных видов эксплуатации произведения и может быть как связано, так и не связано с уплатой вознаграждения.
Часть четвертая ГК РФ предусматривает целый ряд случаев, допускающих использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:
а) свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст. 1273);
б) свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274);
в) свободное использование произведения путем репродуцирования (ст. 1275);
г) свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276);
д) свободное публичное исполнение музыкального произведения (ст. 1277);
е) свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения (ст. 1278);
ж) свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279);
з) свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных, декомпилирование программ для ЭВМ (ст. 1280).
Необходимость существования подобных случаев свободного использования произведений признается и гарантируется различными международными договорами. Правовой основой таких норм в национальном законодательстве служат положения статей 9 и 10 bis Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу на территории Российской Федерации 13 марта 1995 г.) , п. 2 ст. IV bis Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу в СССР 27 мая 1973 г.) . Общим правилом для включения статей в законодательство является п. 2 ст. 9 Бернской конвенции, в котором сформулирован трехуровневый критерий для всех стран - участниц Конвенции. Свободное воспроизведение произведений возможно, если оно:
1) относится только к определенным особым случаям;
2) не наносит ущерба нормальному использованию произведения;
3) не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.
Законодательство Российской Федерации об авторском праве не предусматривает принудительных лицензий, но оговаривает случаи свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Статья 1245 ГК РФ допускает воспроизведение сочинений без согласия автора произведения, исполнителя, изготовителя фонограмм и аудиовизуальных произведений, но предполагает выплату им вознаграждения. Вознаграждение носит компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Сбор вознаграждения осуществляется аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе (ст. 1244 ГК РФ).
Рассмотрим некоторые способы свободного использования произведений в музыкальной сфере.
Прежде всего это свободное воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (ст. 1273 ГК РФ), т.е. речь идет только о правомерно обнародованных произведениях. Действие указанной статьи оговаривает и те случаи, когда пользователь любым способом изготавливает для своего личного пользования экземпляр произведения, например перезапись с диска или со звуковой кассеты. Предположительно личное пользование не ограничивается одним конкретным лицом, но распространяется и на его ближайшее окружение.
Примечательно, что законодатель ограничивается термином "воспроизведение". Бесспорно, такие имущественные права, как публичное исполнение, передача в эфир или иное сообщение для всеобщего сведения, не могут осуществляться в личных целях - для этого необходимо наличие публики; с другой стороны, пользователь может беспрепятственно осуществить переработку любого музыкального произведения в личных целях. Наряду с этим в ст. 1274 ГК РФ оговаривается несколько случаев свободного использования музыкальных произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.
Заключение:
Следует остановиться на основных положениях, проблемах, выводах и предложениях, затронутых в дипломном исследовании.
1) понятие «музыкальное произведение» следует рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле под ним следует понимать произведение, обладающее внутренней завершенностью и мотивированностью целого, выраженное с помощью звуков. В широком смысле под музыкальным произведением следует понимать категорию музыкальной эстетики, обозначающую ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности, выраженный с помощью детальной фиксации в нотной записи звуков, за которым стоит неповторимая личность автора.
2) Согласно ст. 1279 ГК РФ организации эфирного вещания вправе без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения осуществлять воспроизведение музыкального произведения с целью последующего сообщения произведения в эфир. Обязательным условием правомерности действий организации эфирного вещания является в данном случае использование собственного технического оборудования для воспроизведения произведения. По истечении шести месяцев с момента воспроизведения, если более продолжительный срок не установлен законом или соглашением с правообладателем, организация эфирного вещания обязана уничтожить такую запись. Учитывая положения ст. 34 Закона о средствах массовой информации, организация эфирного вещания в любом случае не вправе уничтожать сделанную запись музыкального произведения по истечении одного месяца с момента последнего сообщения произведения в эфир. Если сделанная запись носит исключительно документальный характер, в силу ее особой общественной значимости она может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах.
3) По смыслу пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается свободное воспроизведение обнародованного музыкального произведения в форме цитирования в научных, полемических, критических или информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования. В данном случае действия пользователя будут считаться правомерными, если воспроизведение музыкального произведения носит фрагментарный характер, способствует достижению хотя бы одной из обозначенных выше целей, а также осуществляется в объеме, значительно уступающем общему объему издаваемого материала. Так, например, свободное воспроизведение фрагментов музыкальных произведений при создании и дальнейшем издании научно-популярного фильма об истории джазовой музыки следует считать правомерным действием, если использование отрывков осуществляется в объеме, необходимом и достаточном для формирования у публики общего представления об особенностях описываемого джазового направления или специфике творчества конкретного исполнителя. При этом, разумеется, производителями фильма не должны создаваться условия для полноценного ознакомления с цитируемым произведением.
4) согласно пп. 1 п. 1 ст. 1275 ГК РФ допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения воспроизведение музыкального произведения, выраженного в письменной форме, в одном экземпляре библиотеками и архивами с целью восстановления, замены утраченных и испорченных экземпляров либо с целью предоставления экземпляра другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам принадлежащие им экземпляры произведения. В данном случае закон устанавливает конкретный способ воспроизведения произведения - репродуцирование, под которым в силу п. 2 ст. 1275 ГК РФ понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью технических средств, в том числе посредством создания временных копий, электронных копий, осуществляемое не в целях издания.
5) небольшие фрагменты музыкальных произведений, выраженных в письменной форме, могут быть репродуцированы свободно библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий (пп. 2 п. 1 ст. 1275 ГК РФ).
6) в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается использование правомерно обнародованных музыкальных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.
7) исходя из п. 3 ст. 1274 ГК РФ, допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения воспроизведение музыкального произведения в форме пародии. Данная новелла освобождает пользователя от обязанности испрашивать разрешение на воспроизведение у автора пародируемого произведения. Что касается автора самой пародии, то по смыслу закона его разрешение на использование пародии необходимо получать в общем порядке.
8) На наш взгляд, представляется целесообразным применить патентную охрану к авторскому праву в отношении музыкальных произведений малых форм: изменив условия квалификации результатов творческой деятельности и сократив сроки действия авторского права на музыкальные произведения малых форм до пяти лет с установлением пошлины за охрану произведений государством. Такой подход позволит достичь желаемого баланса имущественных интересов автора, иных правообладателей и общества. Но данные предложения требуют пересмотра основных международных актов, участницей которых является и Россия: лишь после этого возможно внесение изменений в национальное законодательство.
Таким образом, абсолютные права авторов должны быть ограничены во времени (срок действия) и по объему (установление пошлин за охрану прав). В отношении объектов авторского права, в том числе музыкальных произведений, следует применять единообразный регистрационный порядок: ввести принцип укрепления исключительного права, принцип публичности. Это также необходимо для доказательства права авторства и наличия исключительных имущественных прав. Регистрация может быть осуществлена путем выдачи документа, например свидетельства особой формы, удостоверяющего личные неимущественные и имущественные права. При подаче заявления на регистрацию должна уплачиваться пошлина, определенная постановлением Правительства РФ.