Введение:
Рыночная экономика предлагает становление и развитие предприятий различных организационно – правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников, – как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий.
Развитие товарно-денежных отношений в России привело к формированию насыщенного товарами рынка - «рынка покупателя», когда предложение превышает спрос по большинству товарных групп, причем как по продукции производственного назначения, так и по товарам широкого потребления. Развиваются конкуренция и состязательность рыночного процесса.
Торговля является одной из основных сфер экономики и подчиняется закономерностям становления и развития, присущим ряду других отраслей и сфер экономики народного хозяйства.
Роль торговли в экономике страны трудно переоценить. В структуре формирования ВВП России на долю торговли приходится 22% (против 5% в дореформенный период).
По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет торговля занимает III, а в федеральный бюджет - II место среди основных отраслей экономики. В торговой отрасли задействовано более миллиона хозяйствующих субъектов, численность работников составляет порядка 5 млн. человек. На долю государственного сектора в обороте розничной торговли приходится менее 3%. Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников (свыше 400 тыс. субъектов малого бизнеса).
Изменения, происходящие в социальной и экономических сферах России, потребовали творческого переос¬мысления подхода к финансовому управлению предприятиями российской экономики, (в том числе и торговых).
Данные изменения поставили перед предприятиями задачу разработки нового подхода к управлению. Недостаток финансовых средств для развития предприятий требует выявления внутренних и внешних резервов, которое возможно при повышении эффективности управления логистикой, маркетингом и менеджментом на предприятиях, с учетом особенностей организации договорных отношений на них.
Актуальность темы обусловлена изменением рыночной конъектуры. Сжатие рынков сбыта усиливает конкурентную борьбу, в которой нехватка финансовых ресурсов возникающая в следствии сбоев в системе управления по всем подразделениям предприятия приводит к потери конкурентоспособности.
В этой связи на первый план выходят вопросы выживаемости предприятия. Резко возрастают требования к маркетинговым, финансовым, юридическим службам предприятия, работа которых, прежде всего, направлена на создание условий для развития предприятия, обеспечения конкурентоспособности, то есть улучшения финансового состояния предприятия за счет повышения эффективности управления внутренними ресурсами, совершенствование системы маркетингового управления.
Продажа товаров - важнейший заключительный этап коммерческой деятельности организаций торговли. От успешности выполненных коммерческих операций, связанных с реализацией товаров, зависит текущая эффективность и прибыльность их работы, а также стабильность снабжения розничных торговых предприятий товарами. На данном этапе система договорных отношений обеспечивает предприятию снижение риска операционной деятельности, усилению его рыночных возможностей за счет эффективного управления сбытом и логистикой на предприятии.
Целью дипломной работы является разработка комплекса мер по совершенствованию организации договорных отношений с поставщиками торговой организации.
Глава 3:
В ходе анализа нами было выявлено, что с компаниями Вильбиндан, Микоян, Тавр, Элита, Вина Тамани, Винзавод Темрюк в договоре о поставки продукции оговорено, что продукция предоставляется на условиях товарного кредита.
Минимальная стоимость поставки по последнему договору ООО «Первая радуга» с компанией Микоян составляет 75 тысяч рублей. Рассмотрим механизм выбора альтернативного источника финансирования на основе выбора минимальных процентных издержек.
1.Поставщик материал предоставляет коммерческий кредит: ООО
« Первая радуга» покупает продуктовые товары на сумму около 50 000 тыс.руб. в месяц на условиях «2/14, чистые 60». Т.е. скидка поставщика к стоимости поставки при условии оплаты компанией поставки в течение 14 дней составляет 2% при договорном периоде отсрочки оплаты в 60 дней.
2. Банковский кредит: банк предприятия может предоставить ему кредит под 13% годовых. Плата за открытие ссудного счета и предоставление кредита – 0,5% от суммы.
Рассмотрим механизм выбора альтернативного источника финансирования.
Вариант «Коммерческий Кредит». В этом случае кредитные условия обозначают, что ООО «Первая радуга» получит скидку от суммы счета в размере 2%, если платеж будет осуществлен в течение 14 дней со дня выписки счета; в случае отказа от скидки платеж должен быть произведен в течение 60 дней. Таким образом, поставщик готов отказаться от 2% цены товара для ускорения поступления платежа.
Ц = (П / (100 – П)) х 100 х (365 / (Д – Р)), (21)
где Ц – цена отказа от скидки, %
П – процент скидки, %
Д – максимальная длительность отсрочки платежа, дней
Р – период в течение которого предоставляется скидка, дней
Ц = (2/ (100 –2)) х 100 х (365 / (60–14))=16,19%,
Цена отказа от скидки (Ц), % -16,19%.
Условные затраты по коммерческому кредиту – 1020,192 (потребность в обор. капитале умножается на цену отказа от скидки за период предоставленного финансирования, т.е. 50000 Х 16,19%\100% х (60-14)\365)
Поскольку на условиях коммерческого кредита ООО « Первая радуга» может приобрести продуктовые товары только на сумму 50 000 рублей. При потребности 75 000 рублей, то оставшиеся материалы на сумму 25 000 рублей должны быть приобретены за счет кредитных ресурсов банка, привлекаемых на срок 60 дней. Поэтому необходимо просчитать вариант, когда предприятие отказывается от скидки, воспользовавшись условиями коммерческого кредитования, а недостающие 25000 рублей берет в банке на условиях кредита.
Расходы на уплату за период кредита:
25000*(0,13*60/360) =542,5
542,5 *0,05=27,12
Общая стоимость привлечения 569,25 (проценты за 60 дн. + комиссия)
Стоимость финансирования при банковском кредите в процентах:
569,25 \ 25000 х 100 \ (60\365) = 13,86
Расчет общей стоимости при совместном финансировании:
50000 долл.– 0,667% в общей сумме финансирования
25000 долл. – 0,333 % в общей сумме финансирования
16,19 х 0,667 + 13,86 х 0,33 = 15,36%
Стоимость финансирования при коммерческом кредите, дополненного банковским 15,36%
2. Вариант 2.Расходы на оплату процентов и комиссии по банковскому кредиту:
75000*(0,13*60/360)=1627,5
1627,5 *0,05=8,1375
Общая плата за банковский кредит 8.1375+1627,5=1635,63
Реальная процентная ставка по банковскому кредиту, 13,26%
Таким образом, наилучшим способом привлечения средств с точки зрения минимальных процентных издержек является использование банковского кредита. Следовательно, для ООО «Первая радуга» выгодно закрепление в договорах следующих форм расчетов: отсрочка или оплата по факту. Во втором случае ООО «Первая радуга» привлечет краткосрочный коммерческий кредит для оплаты поставки продуктовых товаров.
Кредитование оборотного капитала приведет к сокращению объемов и сроков оборачиваемости кредиторской задолженности, что окажет положительное влияние на финансовую устойчивость предприятия.
Вторым положительным моментом станет снижение стоимости заемных средств на 2,1%, что приведет к сокращению затрат по следующим ассортиментным группам: Гастрономия, Спиртные напитки, Молочная продукция.
В ходе анализа эффективности взаимодействия с поставщиками нами было установлено, что повышения цен поставщиков по всем группам товаров привело к снижению эффективности деятельности.
1. Получение от компании Вильбиндан "точечных" скидок на товары высокой ценовой категории. Это позволит значительно увеличить маржу. За счет скидки в 5 %, соответственно сократятся затраты на 5 %.
2. Перенос стоимости доставки на издержки Поставщика по доставке гастрономической продукции. Закрепление данного положения в договоре. В случае отказов существующих поставщиков, поиска альтернативных на основе проведения аукциона. Данной аспект приведет к сокращению затрат на 15%.
3. Изменения системы договорных отношений с поставщиками спиртной продукции следующих условий взаимодействия:
3.1Поставщик предоставляет "5,5" скидку на товары сроком на установленный период.
3.2 Получение от Поставщика оплаты за размещение его товара на определенной торговой площади или торговом оборудовании, при кассовой зоне или паллете на ограниченный период времени.
3.3 Проведение акций "Товар месяца" - получение дополнительных скидок. Поставщик предоставляет "5,5" скидку на наиболее хорошо продаваемые товары сроком на один месяц.
3.4 Получение дополнительных скидок от Поставщика при включении в ассортимент дополнительных позиций.
Данный комплекс мероприятий изменит систему договорных отношений ООО «Первая радуга». Новые условия, оговоренные в договорах с поставщиками представлены в «таблице 63».
Заключение:
В первой главе дипломной работы был проведен анализ теоретических основ организации системы договорных отношений на предприятии.
Во второй главе дипломной работы был проведен анализ ре финансового состояния предприятия, оценка эффективности управления системы договорных отношений с поставщиками и степень ее влияния на результативность управления ассортиментной политики и результативности деятельности предприятия. В ходе исследования были получены следующие результаты:
Предприятие ликвидно и финансово устойчиво. Использует активную инвестиционную политику, при этом основным источником для реализации инвестиционных проектов являются собственные средства предприятия и долгосрочные займы. Данный факт свидетельствует о грамотной финансовой политике управления.
Основная причина возникновения динамики увеличения кредиторской задолженности с одной стороны высокий темп развития предприятия, с другой большой период дебиторской задолженности. Данный факт требует повышения эффективности процесса управления организации процесса расчетов.
В целом можно сделать вывод о неэффективном планировании товарного портфеля на предприятии. По всем товарным категориям при планировании в 2009 -2010 годах было нечетко исследованы факторы изменения потребительских предпочтений покупателей. Данный факт обусловлен тем, что маркетинговый отдел дал не точный прогноз изменения спроса на молочную продукцию, не оценив падения спроса на кисломолочную продукцию вследствие высокого уровня повышения цен на них. Отмечается уменьшение операционной маржи по всем группам товаров.
В 2010 году отмечается снижение прибыли по следующим ассортиментным группам: гастрономия на 1315,3 тыс.руб. или 83,31 %; детское питание на 75,74 тыс.руб. или 18,35 %; Non-food на 279,17 тыс.руб. или 10,07 %. Необходимо отметить, что по последней категории отмечает высокий темп роста реализации соответственно можно сделать вывод, что на предприятие неэффективно управление затратами. Основная причина то ассортиментным группам товаров по которым возрос спрос, но снизилась прибыль превышение темпов роста затрат над темпами роста выручки.
На предприятие рост затрат оказания услуг не соответствует изменению объема реализации, что является негативной тенденцией. отмечается увеличение переменных затрат по ассортиментным группам: молочной продукции, хлебобулочным изделиям и спиртным напиткам.
Отмечается рост постоянных затрат распределяемых по следующим ассортиментным группам бакалея, гастрономия, молочная продукция, Non-food, детское питание, хлебобулочные изделия. Основная причина перерасход затрат на материальные и коммерческие расходы. Все остальные элементы себестоимости показывают экономию, что частично сглаживает перерасход затрат на на материальные и коммерческие расходы.
В 2010 отмечается снижение рентабельности производственной деятельности на 1,88 % и рентабельности продаж на 1,35%. Кроме того необходимо отметить, что рентабельность продаж в 2009 году составила 15,78 %, а в 2010 14,42 %, что намного ниже среднеотраслевых показателей (25%). Чистая рентабельность продаж увеличилась с 2009 года по 2010 год на 19,46 %, данный факт связан с увеличением внереализационных доходов предприятия и доходов от продажи имущества в 2010 году.
Отмечается снижение рентабельности продаж в 2010 по следующим ассортиментным группам: гастрономия на 7,85 % или темп прироста снизился на 84,66%; свежие фрукты на 20,15 % или темп прироста снизился на 96,66%. Спиртные напитки в 2009 году имели отрицательные значения но в 2010 увеличились до положительных значений.