Введение
Рассматривая педагогическое влияние как важнейший элемент механизма освоения школьниками нравственных ценностей, необходимо отметить, что оно рассматривается в педагогических и психологических науках как педагогически целесообразная организация разнообразной деятельности, в ходе которой формируется активность самой личности школьника.
Конечно, с определенной точностью невозможно дифференцировать собственно педагогическое влияние от всей совокупности факторов влияния социальной среды. Но практика даст эту возможность. Педагогическое влияние является эффективным, если вызывает потребность в самовоспитании у подростков и старшеклассников, у младших школьников - желание быть лучше.
Глава 2. Некоторые способы изучения нравственного самосознания подростков в школе №1176
В сегодняшних условиях, когда жизнь навязывает людям стереотипы асоциального поведения, человеку трудно определить свою личностную позицию, сделать правильный выбор. Подлинно активная личность умеет свободно, т.е. сознательно выбирать линию своего поведения. Поэтому в качестве основной задачи обучения и воспитания надо рассматривать воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития.
Это обеспечивает необходимость изучения состояния развития нравственного самосознания детей младшего школьного возраста.
Настоящее исследование было проведено на базе школы №1176. Исследование проводилось в начальных классах (1-е классы).
Таким образом, была сформирована группа детей (10 человек).Из них: 5 мальчиков и 5 девочек. Возраст детей 7-8 лет. Группа организовывалась на добровольной основе. Исследование проводилось в классной комнате после окончания уроков.
Программа исследования
• Подготовка исследования (организация группы, подготовка материала, пр.) (2 дня)
• Диагностика ценностных ориентаций учащихся (1 день)
• Диагностика методом незаконченных предложений (1 день)
• Обработка результатов (2 дня)
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.
2. Беличева С. А. Сложный мир подростка. – Свердловск: Сред.-Урал. Кн. издательство, 1984.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,- 1997.
5. Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. М., 1995.
6. Выготский Л. С. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч.: В 6 Т. – М., 1984. – Т. 3
7. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.
8. Ильенков Э. Философия и культура.- М., 1991
9. Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. - 1989. - N 3. - С. 154-157
10. Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980
11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
12. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1979.
13. Кондрашенко В. Т., Чернявская А. Г. По лабиринтам души подростка. – М., 1991.
14. Конев М. Культура и архитектура педагогического пространства //Вопросы философии.-1996.- N 10.
15. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М. Московский психолого-социальный институт: 1998.
16. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999
17. Кусжанова А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы.- Оренбург, 1993
18. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. - М.: Просвещение, 1989.
19. Проблемы психологии современного подростка: Сб. науч. тр. АПН СССР. – М.: АПН СССР, 1982.
20. Психологические особенности самосознания подростков / Под ред. М. И. Боришевского – М., 1980.
21. Регуш Л. А. Психология современного подростка. – СПб.: Речь, 2004.
22. Ремшмидт Р. Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994.
23. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989.
24. Снегирёва Т. В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками // Вопросы психологии. – 1985. – № 5.
25. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М.-Рига, 1995
26. Шардаков М.Н. Мышление школьника – М.,Учпедгиз. 1963.
27. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -- М. : МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2001