Введение:
Современная Бразилия – это развитая индустриальная держава, которая достаточно успешно конкурирует на мировых рынках в таких высокотехнологичных областях, как автомобилестроение, аэрокосмическая отрасль, биотехнологии, информатика. Один из лидеров по экспорту продукции животноводства и агропромышленности, Бразилия ежегодно наращивает объемы производства и усиливает свои и без того неплохи позиции в мире. Именно поэтому страна считается перспективным партнером для сотрудничества.
Бразилия занимает на международной арене особое место. Эта «страна-континент» по своим человеческим и природным ресурсам, по уровню и темпам развития экономики, науки и техники, по «удельному весу» в региональных и глобальных делах предстает в качестве одного из ведущих государств новой мировой системы, складывающейся в XXI веке.
Но акцентированная устремленность Бразилии в мировое торгово-экономическое и политическое пространство – сравнительно недавний феномен, давший о себе знать в результате глубоких внутренних трансформаций и сдвигов, происшедших в последние два десятилетия. Именно хозяйственные и политические перемены, обеспечившие подъем и модернизацию страны, сделали возможным ее активное участие в создании современной архитектуры международных экономических и финансовых отношений. Бразилия, которую еще недавно называли «спящим гигантом», «проснулась» в геоэкономическом и геополитическом смысле. Об этом свидетельствует многое: ее позиция по ключевым проблемам мировой политики, прочное лидерство в Латинской Америке, участие в работе Большой двадцатки, подключение к встречам Восьмерки, все более широкое взаимодействие с другими «восходящими гигантами» в рамках группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).
Особенно весомых успехов страна добилась в 2003-2010 гг. – в период президентства Луиса Инасио Лулы да Силвы (Лулы). Президент утверждает, что к 2020 г. Бразилия станет, как минимум, пятой экономикой мира. Тем самым определен вектор и поставлены ориентиры дальнейшего восхождения бразильского государства.
Актуальность темы объясняется тем, что Бразилия имеет самый большой среди латиноамериканских стран экономический потенциал, однако дифференциация в доходах очень велика, как и разница в развитии восточных и западных регионов. Аналитики прогнозируют Бразилии блестящее будущее - к середине этого века ее экономика должна неузнаваемо вырасти, значительно обогнав российскую. К слову, те же аналитики связали несколько государств в некое экономическое единство, придумав термин БРИК: Бразилия, Россия, Индия, Китай. В ближайшие 50 лет БРИК может стать главной экономической силой мира. Бразилия, в частности, получит роль основного мирового источника возобновляемых природных ресурсов - продовольствия, биотоплива
Глава 3:
Структура импорта России из Бразилии в январе-июле 2009 г. изменилась незначительно. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье –86 % (январь-июль 2008 г. – 88 %). Продолжился рост доли машин, оборудования и транспортных средств – 10 % (январь-июль 2008 г. – 8 %). Доли металлов и изделий из них, а также продукции химической промышленности практически не изменились, составив, соответственно – 2 % и 1 %.
Условия доступа российских товаров на бразильский рынок в целом благоприятные. В соответствии с Соглашением о торговле и платежах между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Бразилии от 20 апреля 1963 г. стороны предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в вопросах торговли.
Средний уровень импортных пошлин в Бразилии составляет 15,1 %, в т.ч.: на продукцию химической промышленности – от 0 до 35% (средняя ставка – 8%), на металлы и изделия из них – от 0 до 26 % (средняя – 14%), на транспортные средства: от 0 до 35% (средняя – 23 %), на оптические приборы, фотоаппараты, часы, измерительное оборудование - от 0 до 23% (средняя – 14%). Беспошлинный ввоз разрешается в отношении импорта товаров, национальное производство которых отсутствует или недостаточно для удовлетворения потребностей национальной экономики. Данный режим распространяется на ввоз основного массива сырьевых товаров, в частности, нефти и нефтепродуктов, а также каустической соды, фармацевтических товаров, отдельных видов машин и оборудования.
Бразилия является страной-пользователем схемы преференций России (при импорте бразильских товаров применяется скидка в размере в 25% с действующего таможенного тарифа, при этом преференции распространяются на широкую группу товаров, главным образом сельскохозяйственных и продовольственных).
Проблемные вопросы доступа российских товаров на бразильский рынок.
Антидемпинговые пошлины на российские товары в Бразилии.
1) высокоуглеродистый феррохром (пошлина введена с 05.10.2004 по 05.10.2009 в размере 1,99 цента за фунт феррохрома).
Антидемпинговая пошлина сроком на 5 лет на поставку из России феррохрома с высоким содержанием углерода в размере 6,57 % действовала в Бразилии с 7 октября 1998 года. В октябре 2004 г. по итогам пересмотра в связи с истечением 5-летнего срока действия меры было вынесено решение о продлении действия пошлины на 5 лет, при этом её вид был изменен с адвалорной на специфическую (1,99 цента за фунт веса).
2) нитрат аммония (пошлина действовала в период с 18.11.2002 по 18.11.2007 гг. в размере 32,1%).
В августе 2001 г. Бразилией было начато антидемпинговое расследование в отношении нитрата аммония из России, Эстонии, Украины. В условиях непризнания рыночного статуса России в ходе расследования при определении нормальной стоимости был использован суррогатный подход. В итоге 18 ноября 2002 г. расследование завершилось установлением следующих пошлин: Россия – 32,1%; Украина – 19%; Эстония – без применения мер .
В связи с признанием Бразилией рыночного характера российской экономики (9 мая 2003 г.) российские предприятия получили возможность пересмотра действия установленных в течение предшествующего года мер. Инициированный российским производителем азотных удобрений - компанией МХК «ЕвроХим» совместно с бразильскими импортерами процесс ревизии закончился полной отменой антидемпинговой пошлины для предприятий холдинга МХК «ЕвроХим» – «Невинномысский Азот» и НАК «Азот». Для остальных российских предприятий пошлина продолжала действовать.
В связи с истечением установленного 5-летнего срока действия, 21 ноября 2007 года бразильскими властями открыта процедура ревизии данной антидемпинговой пошлины. Торгпредством России в Бразилии во взаимодействии с департаментами Минэкономразвития России на этапе открытия указанной процедуры была обеспечена защита интересов российских экспортеров. Принимая во внимание позицию российской стороны, Палата внешней торговли Бразилии–CAMEX решением № 74 от 11.12.2007 г. снизила на период проведения расследования размер пошлины на нитрат аммония до 13,3%.
Важным событием в торговых отношениях между двумя странами стала отмена Россией с 01.12.2007г. запрета на поставки на российский рынок говядины и свинины из штатов Санта-Катарина, Парана, Сан Пауло, Минас-Жераис, Гойяс, Мато-Гроссо-ду-Сулл, Амазонас и южных районов штата Пара. До введения ограничений на Россию приходилось 70% экспорта бразильской свинины и 15% - говядины .
В связи с тем, что Бразилия является крупнейшей страной-экспортером животноводческой продукции в Россию, Россельхознадзор осуществляет контакты с соответствующей бразильской службой – Секретариатом по защите растений и животных Министерства сельского хозяйства, животноводства и снабжения Бразилии.
В последние годы, несмотря на принимаемые бразильской ветеринарной службой меры, в этой стране отмечалась нестабильная эпизоотическая обстановка по ящуру, везикулярному стоматиту и другим инфекционным болезням животных.
На встрече руководителей ветеринарных служб России и Бразилии, состоявшейся в январе 2008 года, в ходе международной сельскохозяйственной выставки «Зеленая неделя» в Берлине, была достигнута договоренность об отмене в текущем году процедуры осмотра мясного сырья, осуществляемой в настоящее время специалистами Россельхознадзора в морских портах Бразилии. Данная функция переходит в компетенцию Секретариата по защите растений и животных Минсельхоза Бразилии. При этом поставки мясного сырья в Россию будут разрешаться только с аттестованных Россельхознадзором бразильских предприятий.
По мере необходимости в Бразилию будут направляться российские представители с целью инспектирования, аттестации и переаттестации предприятий и хозяйств-поставщиков убойных животных и выборочных проверок направляемой в Россию продукции.
Заключение:
Материалы, рассмотренные в работе, показывают, что Бразилия обладает огромным потенциалом для экономического роста и развития внешнеторговых экономических связей.
Бразилия обладает крупными запасами рудных полезных ископаемых, имеющих мировое значение. Бразилия входит в число мировых лидеров по запасам и добыче: железных руд, бокситов, марганцевых руд, никеля, олова, необия, тантала, бериллия, урана, золота.
Бразилия располагает достаточными трудовыми ресурсами, которые характеризует оптимальный возрастной и половой состав.
По итогам работы можно сделать следующие выводы относительно места и роли Бразилии в мировой хозяйстве:
- Бразилия уступает развитым странам по основным социально-экономическим показателям развития, однако стремительно сокращает это отставание.
- В настоящее время, Бразилия является крупным сырьевым центром и центром сбыта продукции в мировом хозяйстве.
- Бразилия аграрно-индустриальная страна, где ведущее место в ВВП занимает сектор услуг, однако промышленность и сельское хозяйство остаются важными секторами экономики Бразилии.
- Бразилия относится к крупным развивающимся странам (БРИК), которые характеризуются устойчивым и значительным экономическим ростом и обладают мощным потенциалом для развития.
Бразилия является крупным центром международной торговли.
Для Бразилии внешняя торговля имеет огромное значение и является очень мощным источником развития стран. Бразилия имеет активное сальдо торгового баланса, т.е. экспорт превышает импорт. До 2009 года наблюдался устойчивый рост внешней торговли Бразилии. В условиях мирового финансово-экономического кризиса объем внешней торговли Бразилии сократился почти на четверть, что меньше, чем в целом по миру.