ВВЕДЕНИЕ
Укрепление российского рынка банковских платежных карт является важным фактором развития розничных безналичных платежей, что указывается Банком России как одно из направлений денежно-кредитной политики до 2011 года в части совершенствования платежной системы страны. Развитие сектора банковских платежных карт оказывает стимулирующее воздействие на сферу розничного кредитования, снижает издержки, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, ведет к увеличению объема привлеченных денежных средств и, соответственно, кредитных возможностей банков, способствует повышению эффективности банковского розничного бизнеса в целом.
Актуальность темы исследования. Российские банки активно работают с междуна¬родными системами, но вместе с тем они участвуют в конкурентной борьбе за лидерство на внутреннем рынке высоких технологий, формируя свои электронные режимы платежей и расчетов или объединенные виды пластиковых карт. Обозначилась тенденция к слиянию мелких локальных платежных систем с системами национального масштаба, что свя¬зано с территориальным расширением обслуживания и функциональностью карточных продуктов.
2.АНАЛИЗ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ НА ОСНОВЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
2.1Состояние и проблемы рынка безналичных платежей в России
Мировой финансовый кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран, характеризует взаимосвязи экономик отдельных стран мира. По сути, мировой финансовый кризис – прямое следствие глобализации мировой экономики и финансового кризиса в США как центра мировой глобализации. Его непосредственным предшественником был ипотечный кризис в США. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надежные заёмщики. Из ипотечного кризис стал трансформироваться в финансовый и приобрёл мировой характер. Первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля.
В данных условиях особую актуальность приобретает необходимость изучения особенностей и перспектив развития банковской системы России, а в частности - кредитования с учетом тенденций финансового кризиса мировой экономики.
Оценка развития российской банковской системы показывает, что банковская система России развивалась положительными темпами (рис.2.1).
За последние 8 лет активы и капитал банков выросли в 4,5 раз (с 2362.5 млрд до 20241.1 млрд руб.) и в 9 раз (с 286.4 млрд руб. до 2671.4 млрд руб.) соответственно. Средний темп роста активов с 2001 г. по 2008 г. составляет 36%, что является хорошим показателем. Активы российских банков в начале 2009 г. составили 28022.1 млрд руб. по сравнению с 20211.1 млрд руб. начала 2008 года. Несмотря на кризис, наблюдается рост активов российских банков, но это связано с тем, что в декабре 2008 года банки нарастили пассивы более чем на 2 трлн руб. за счет кредитов, предоставленных Банком России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”
2. Положение Центрального банка РФ от 9 апреля 1998 г. N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", раздел 1.
3. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. - 706 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2003.-465с.
5. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга, 9-е издание. : Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2006. - 1200 с.
6. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. — СПб.: Питер, 2006.-273с.
7. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы - М.: Финансы и статистика,2007.-346с.
8. Алексунин В.А. Маркетинг, краткий курс.- Москва, 2006 – С.59.
9. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 2008. – 506 с.
10. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 2007.-318с.
11. Банки и банковские операции в России / 2-е изд., перераб. и доп. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И.,/ под ред. д.э.н., проф. М.Х. Лапидуса, М.: Финансы и статистика, 2007- 368 с.
12. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004-364 с.
13. Банки и банковское дело/Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2007. – 256с.
14. Банковское дело. Учебник. Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Финансы и статистика, 2008. -672 с
15. Баркан Б. И., Ходяченко В. Б. Поймем наш бизнес: как сегментировать рынок и изучать потребителя. М.: Аквилон. 2004. - 377 с.
16. Виханский О. С. Стратегическое управление М.: Изд-во МГУ. 2007. - 395 с.
17. Геращенко Екатерина. Источник: "Взгляд".
18. Голубков Е. П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 2004. - 222 с.
19. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Академия на¬родного хоз-ва при Правительстве РФ. М.: Дело, 2007. - 189 с.
20. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий.- СПб.: Изд-во СПб УЭФ,2002.-346с.
21. Зверев О.А. Организация планирования и контроля прямых продаж банковских продуктов//Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2007. – С.237.
22. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. — М.: Экономика, 2008.-437с.
23. Каспин В.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для студентов дистанционной формы обучения. М.: ГИНФО, 2008.-248с.
24. Ковалев В. В., Волкова О, Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник – М.: Проспект, 2005. – 459 с.
25. Лаврушин О.И. Мировые тенденции развития банковской деятельности и банковских технологий, М.: Финансы и статистика, 2007.-С.10.
26. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. Р. Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 458 с.
27. Банки и банковское дело / Под ред. И. Т. Балашевой. – СПб: Издательство «Литер», 2006. – 415 с.
28. Банковское дело: Учебник / Под ред. д. э. н., профессора Г. Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2007. – 365 с.
29. Бибикова Е. А. Формирование комплексной системы защиты сбережений населения в Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2007. - № 30 (198). – С. 21-24.
30. Гайдунько Д. В. Специфика банковского маркетинга в современных российских условиях // Банковские услуги. – 2008. - № 5.
31. Гершун А. Тенденции в развитии международных стандартов финансовой отчетности // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. - № 35.
32. Гребенюк С. Г. Использование современных технологий банковских операций в розничном бизнесе // Финансы и кредит. – 2007. - № 8 (176). – С. 25-30.
33. Гроссман Р. К. Как вести дела с банками. Кредиты, денежные вклады, платежный оборот: Перев. с нем. – М.: Международные отношения, 2007. – 424 с.
34. Деньги, кредит, банки / Под ред. О. И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.
35. Зверев О. А. Система индивидуального банковского обслуживания как конкурентная стратегия // Банковские услуги. – 2008. - № 2.
36. Кашин Ю. И. Финансовые активы населения: опыт макро- анализа и оперативного мониторинга // Банковское дело. – 2007. - № 6.
37. Краткий словарь современных понятий и терминов. – 3-е изд., дораб. И доп. / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. Сост., общ. ред. В. А. Макаренко. – М.: Республика, 2007. – 670 с.
38. Куршакова Н. Б. Маркетинг отношений: формирование спроса на банковские услуги // Банковские услуги. – 2007. - № 6.
39. Лейбург С. Реестр обязательств банка перед вкладчиками // Бухгалтерия и банки. – 2008. - № 11.
40. Маизанов Ю.Е. Кредитование физических лиц и эффективность платежеспособных систем // Финансы и кредит. 2008. №24. – С.25-30.
41. Медведьев П.А. Совершенствование банковского законодательства // Деньги и кредит. 2007. №1. – С.3-6.
42. Меленкин А. Некоторые аспекты управления рисками потребительского кредитования // Банковские услуги. 2007. №1. – С.22-24.
43. Моисеев С. Р. Большая тройка иностранных банков в России // Финансы и кредит. – 2008. - № 7 (175). – С. 26-33.