Введение:
Политическое сознание является одной из центральных категорий современной политической психологии, входящей в систему ее понятийных координат и обозначающая результаты восприятия субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также его действия и состояния, связанные с политикой.
В политическом сознании формируются регуляторы политического поведения и выстраивается мотивационная база властных отношений и действий. Все вышесказанное объясняет актуальность рассмотрения темы политического сознания в рамках данной работы.
Предметом изучения в данной работе является политическое сознание, а также его типы, такие как консерватизм, либерализм, радикализм.
Объектом изучения в данной работе являются научные труды, книги, а также публикации, посвященные теме политического сознания.
Целью данной работы является всестороннее изучение политического сознания и его отдельных типов ( консерватизм, либерализм, радикализм).
Поставленная цель обусловила решение определенных задач:
- дать определение политического сознания;
- рассмотреть сущность политического сознания;
- изучить и рассмотреть такие типы политического сознания как консерватизм, либерализм, радикализм;
- сделать выводы о проделанной работе.
Информационную базу моей работы составляют труды таких ученых и авторов как: Е. Ануфриев, Н.И. Бирюков, Е. Вятр, В.Н. Иванов, М.Н. Назаров, Н.И. Мазутова, М.Н. Марченко, А.В. Малько, А.И. Соловьев и др.
Глава 5:
Радикализм - (от лат. radicalis - коренной) практическая и идеологическая ориентация политики, цель которой выступает принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватизму, умеренности, традиционализму.
Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социальнополитическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политикокультурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и организационных действий. Так, в марксизме подобная ориентация вытекает из объективной необходимости. Люди, особенно вожди, осознают эту необходимость и реализуют ее в своей деятельности. Противоположной позицией можно считать подход Л. Н. Гумилева, который считал, что радикализацию осуществляют пассионарии - люди, практически бессознательно проявляющие активность в том или ином направлении и создающие новую форму общества и политики.
Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобразований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадящими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экстремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преобразования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).
В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Они отличаются, в сущности, по соответствию их идеологических и политических позиций реальным условиям, существующим в обществе. Особенно радикализм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радикализм активизируется в переломные исторические моменты, когда социальные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.
Заключение:
Подводя итог к проделанной работе, отмечу, что политическое сознание - сложное образование. В нем переплетаются в единые духовные комплексы психологические феномены и идеологические системы, специализированные теоретические взгляды, сформулированные политологами, и разработанные на их основе конкретные политические концепции, доктрины, программы и нормы, политические учения, отмеченные печатью человеческого гения, и массовое сознание, включающие в себя обыденные, в том числе и бытийные, представления о политике, власти, общественных и рядовых граждан.
Пути формирования политического сознания сложны и противоречивы. Формирование политического сознания осуществляется в сложном процессе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и постепенной рационализации чувственных представлений; осознания целей партийного или другого политического движения, присоединения к уже сформированным оценкам и нормам политического процесса; эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов. Естественно, ни один из названных путей не гарантирует формирования политических воззрений. Это лишь предпосылка для появления способности осуществлять властно-групповую идентификацию. Только практика может дать ответ, возвысил ли человек свои воззрения до уровня политического сознания.