Вопросы по теме: Экзаменационные вопросы по философии

Название работы: Экзаменационные вопросы по философии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Философия

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

1.Философия. Основной вопрос философии. Предмет, функции и значение философии для общества и человека.

2. Основные направления развития философской мысли. Материализм и идеализм, их разновидности.

3. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Философия - теоретическая основа мировоззрения.

4. Античная философия. Проблема начала всех вещей. Атомизм Демокрита. Платон и его учение об идеях. Проблемы диалектики у Гераклита, Сократа и Аристотеля.

5. Средневековая философия. Патристика и схоластика. Теоцентризм. Спор об универсалиях. Проблема знания и веры.

6 Философия Нового времени. Критика догматизма и схоластики. Проблема метода познания в философии. Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений. Рационализм Декарта.

7. Немецкая классическая философия. Объективный идеализм Канта, Фихте и Гегеля. Агностицизм И. Канта. Система и метод Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

8. Основные черты марксистской философии. Переворот совершенный Марксом в философии. Материалистическое понимание истории. Вопрос о сущности человека.

9. Русская философия. Особенности русской философии. Вопрос об историческом пути России: славянофилы и западники, народники и социал-демократы, патриоты и либералы.

10. Основные направления зарубежной философии: экзистенциализм, феноменология, герменевтика, прагматизм.

11. Учение о материи и ее основных атрибутах. Движение- способ существования материи. Формы движения материи. Движение и покой.

12. Философская картина мира. Геоцентризм. гелиоцентризм, стационарная и релятивистская картина мира. Антропологический принцип в философии.

13. Категория бытия. Формы бытия. Вопрос о единстве мира.

14. Понятие субстанции. Материя как субстанция.

15. Диалектика. Ее исторические формы. Основные категории и законы. Причины, механизм и результат развития: прогресс и регресс в развитии.

16. Диалектика как логика. Законы формальной и диалектической логики. Парные категории диалектики, их основные моменты взаимодействия. Тождество и различие.

17. Сознание, его происхождение и сущность.

18. Как человек познает окружающий мир. Сенсуализм, рационализм, эмпиризм и материализм в теории познания. Общефилософские и научные методы познания.

19. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и скептицизм в познании. Практика и ее роль в познании.

20.Чувственный и рациональный уровень познания. Их формы и методы. Единство чувственного и рационального моментов в познании.

21.Проблема истины в философии. Скептицизм, рационализм, прагматизм и диалектический материализм в вопросе об истине. Абсолютная и относительная истина.

22. Наука как социальное явление. Движущие силы развития науки. Дифференциация и интеграция научного знания.

23. Проблема человека в истории философии. Человек, индивид, личность. Смысл жизни и предназначение человека.

24. Философия о сущности человека. Социальное и биологическое в человеке.

25. Проблема свободы в философии. Свобода и ответственность.

26. Суть переворота, совершенного Марксом во взглядах на общество. Материалистическое понимание истории. Исторические законы, их отличие от законов природы.

27. Философия общества. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

28. Понятие общественных отношений. Материальные общественные отношения и их роль в развитии общества.

29. Социальные прогнозы будущего человечества. Футурология как попытка построения науки о будущем.

30. Происхождение и сущность глобальных проблем современности.

Выдержка:

1.Философия. Основной вопрос философии. Предмет, функции и значение философии для общества и человека.

Ф-я выступает в двух ипостасях: 1) как инф-я о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на веру в сверхъест. или на науч. знания.

Осн. Ф-е проблемы (структура): 1. онтология (учение о бытие). 2. гносеология (теория познания). 3. методология (Ф.-проблемы развития науки). 4. социология (соц. проблемы). 5. этика (учение о морали). 6. эстетика (учение о прекрасном). 7. антропология (учение о человеке). 8.аксиология (уч. о ценностях). 9. диалектика (учение о развитии). 10. метафизика (уч. о действительности, уч. о смысле жизни).

Предметом ф. явл. всеобщ. св-ва и связи (отн-я) дейст-сти - природы, о-ва, чел-ка, отн-я объ. дейст-сти и субъ. мира, матер. и идеальн., бытия и мышл. Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отн-е ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира. Дать такую карт., предст. мир как целое - мировоззр-я ф-ция. Любое ф. учение основыв. на его реш-ии, опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов, счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект. Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира.

Похожие работы на данную тему