Введение
Значительный прогресс наук в XVII-XVII веках, обусловленный величайшими достижениями научно-технической революции, не мог не обратить внимания научной общественности на низкий уровень знаний о социальных процессах, значительно уступающий сложи¬вшимся образцам естественнонаучного знания по степени обоснован¬ности и законосообразности. Объяснялось такое положение исклю¬чительной сложностью общественных процессов, многоуровневостью объектов исследования и загадочностью самой природы человека, стоящего за всеми проявлениями общественных процессов. И тем не ме¬нее разработанный О. Контом проект создания социологической на¬уки стал первой научной концепцией, представившей развитие обще¬ства в качестве предмета особого интереса.
Цель данной работы – изучить свойства социально-экономических и политических процессов.
3.Контролируемые и неконтролируемые процессы
Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в за¬висимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить кон¬тролируемые и неконтролируемые процессы.
Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в их основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Конт¬ролируемость социальных процессов выступает в таких формах, как влияние, усиление роли отдельных элементов, моделирование ситуа¬ций и пр. Основными инструментами контроля могут быть: создание институтов, структурирующих определенную модель управления об¬ществом или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различными участниками процесса. К примеру, экономическая либерализация, развернутая в российском обществе в начале 1990-х г., значительно усилила роль банковского сектора и способствовала расширению сфе¬ры кредитно-финансовых операций, что потребовало концентрации контрольных функций в руках Центрального Банка РФ, реализован¬ных через институт выдачи лицензий коммерческим банкам и разра¬ботку системы их финансовой и бухгалтерской отчетности. Другим примером может служить предписываемая законом обязанность со¬искателей государственных должностей подавать сведения о составе собственности и декларации о доходах, что позволяет сохранить про¬зрачность и публичность в политической деятельности этих лиц, обес¬печивая легитимность в выборе органов власти.
Литература
1. Вертакова, Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / Ю.В.Вертакова, О.В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. -336 с.
2. Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. Т.1 / под общ. ред. В.А. Волкова: материалы V международного научного форума. - СПб.: СЗАГС, 2007. – 224 с.
3. Колесников, В.Н. Народное представительство и парламентаризм в истории политической мысли России / В.Н. Колесников. - СПб. : изд-во СЗАГС, 2006. - 272 с.
4. Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008. – 416 с.
5. Настоящее и будущее социальных технологий: материалы международной научно–практ. конференции / под ред. А.С. Тургаева [и др.] . – СПб.: изд–во СЗАГС, 2008. – 192 с.