Курсовая теория по теме: Глобализация как источник политических противостояний в современном мире

Название работы: Глобализация как источник политических противостояний в современном мире

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Социология

Страниц:

31 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………....….…………….3

1. Анализ природы глобализации в современных социологических

концепциях ………………............…………….....………….………......…….5

1.1. Содержание и важнейшие характеристики современного процесса глобализации…………………………………..……….……….……5

1.2. Мир-системная модель И.Валлерстайна……..………….………….8

1.3. Анализ концепции глобализации, представленный У.Беком.……11

1.4. Концепция Гидденса…..….......…..................................................…14

2. Глобализация как источник политических противостояний в

современном мире ………………………………………………………...…...16

2.1. Авторы и противники глобализации…………………..............……16

2.2. Проявления глобализации в современном мире …….…………..…18

2.3. Концепция С. Хантингтона. Столкновение цивилизаций……..….. 22

Заключение………………………………………………………………..…….28

Список литературы………………….....………………...........................……..30

Выдержка:

Введение:

Тема данной курсовой работы «Глобализация как источник политических противостояний в современном мире» является актуальной в настоящее время. Бурно протекающий в современном мире процесс глобализации представляет собой сложное и противоречивое явление, не поддающееся однозначной оцен-ке. Процессы глобализации стали активно обсуждаться научным сообществом в конце ХХ века. Все социальные процессы оцениваются сегодня только с уче-том процессов глобализации. Особенность глобализации заключается в усиле-нии связей самых разных, порой противоречивых феноменов.

Наука о международных отношениях обращает главное внимание на за-вершение периода холодной войны, когда мир воспринимался как биполярная структура Восток-Запад или Север-Юг, на ускорение транснационализации и усиление взаимозависимости стран, на становление международного порядка с помощью ООН и других международных организаций. При этом одни исследо-ватели понимают глобализацию в духе "столкновения цивилизаций" (Самуэль Хантингтон); другие - как результат победы Запада во главе с США в холодной войне против СССР и закономерный процесс распространения гегемонии един-ственной сверхдержавы на остальной мир и т.д.

Объектом исследования являются политические противостояния в про-цессе глобализации в современном мире.

Предметом исследования выступают факторы, определяющие процесс глоболизации.

Цель курсовой работы: на основе анализа природы глобализации в совре-менных социологических концепциях выявить основные источники противо-стояния в современном глобальном мире.

Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:

-раскрыть основное содержание и важнейшие характеристики современ-ного процесса политической глобализации;

-выявить важнейшие факторы и пути институциональных изменений в современном мире;

-установить источники противостояния в процессе глобализации в со-временном мире.

В первой главе работы «Анализ природы глобализации в современных социологических концепциях» дана общая характеристика современного про-цесса глобализации, В этой главе мы рассмотрим концепции И. Валлерстайна (ядро-периферия- полупериферия), У. Бека и Э. Гидденса.

Особое внимание в научно-теоретическом и практическом исследовании уделяется концепции С. Хантингтона. Этому посвящена вторая глава курсовой работы.

Книга Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» – один из са-мых популярных геополитических трактатов 90-х годов. В ней современные противостояния рассматриваются как реакция современных традиционных об-ществ на процессы американизации. Эта книга вызвала громкие отклики, и не только в научной среде. Статью перевели на десятки языков, ее обсуждали на научных семинарах и во внешнеполитических ведомствах, о ней писали в прес-се и включали в списки обязательной литературы в университетских програм-мах. Эта книга по-новому описывает политическую реальность наших дней и дает прогноз глобального развития всей земной цивилизации. При этом, основ-ное внимание автор уделяет нарастающему конфликту между западной цивили-зацией и остальным миром. Статья вызвала множество активных дискуссий в научных кругах и ныне считается одной из наиболее цитируемых в политоло-гии, учитывая, что целый ряд прогнозов Сэмюэля Хантингтона получил к на-стоящему времени весьма впечатляющие подтверждения.

Глава 2:

Известный американский социолог и политолог Самюэль Хантингтон ис-ходит из положения о том, что в современном мире основные различия между людьми, странами, цивилизациями носят уже не столько экономический и идеологический, сколько культурный характер.

По мнению С.Хантингтона глобальная политика реализуется на уровне отношений между цивилизациями, а региональная политика - на уровне межэт-нических отношений. Таким образом, смысл концепции С.Хантингтона заклю-чается в признании того, что основой столкновения цивилизаций выступают ныне не экономические и политические противоречия, а межкультурные разли-чия, уходящие в глубь этнической и цивилизационной истории. Он сформули-ровал принцип "The West and the Rest" ("Запад и все остальные") - противопос-тавил западную цивилизацию всем другим цивилизациям.

Книга С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» – один из самых по-пулярных геополитических трактатов 90-х годов. Историко-философский трак-тат Самюэля Хантингтона стал продолжением и развитием идей автора, изло-женных в его более ранней работе — статье «Столкновение цивилизаций?» (The Clash of Civilizations?), опубликованной в 1993 году в американском поли-тологическом журнале «Международные отношения».

Эта книга вызвала наибольший резонанс за всю вторую половину XX ве-ка, она по-новому описывает политическую реальность наших дней и дает про-гноз глобального развития всей земной цивилизации. В ней С. Хантингтон обосновал идею многополюсного мира. Книга содержит также знаменитую ста-тью Ф. Фукуямы «Конец истории».

Полицивилизационная модель С. Хантингтона представляет собой схему для понимания того, что происходит в мире в начале XXI века. Рассматривая мир в рамках семи или восьми цивилизаций, эта модель не приносит реаль-ность в жертву теоретизированию, как в случае с моделями одно- и двухполюс-ного мира; в то же время она не жертвует абстрагированием в пользу реально-сти, как статистическая и хаотическая парадигмы.

Полицивилизационная модель обеспечивает упрощенную - но не слиш-ком - систему понимания мира и определения того, что важно и что не важно среди многочисленных конфликтов: современный мировой порядок определя-ется взаимоотношениями между цивилизациями (наиболее широкими кругами культурной идентичности). Хантингтон, используя историю и объемные иссле-дования, делит мир на следующие основные цивилизации: африканская, буд-дистская, западная, индуистская, исламская, латино-американская, православ-ная, синская (китайская), японская цивилизации.

Страны группируются вокруг ведущих или стержневых государств своих цивилизаций (таким образом устанавливается внутрицивилизационный порядок) .

• страна-участница - это страна, которая в культурном плане полностью отождествляет себя с одной цивилизацией, как Египет с арабско-исламской ци-вилизацией, а Италия - европейско-западной.

стержневое государство - в цивилизациях обычно есть одно или более мест, которые рассматриваются ее членами как основной источник (источники) культуры этой цивилизации. Такие источники обычно расположены в одной стержневой стране, т.е. в наиболее могущественной и центральной в культур-ном отношении стране (странах).

• страна-одиночка - не имеет культурной общности с другими общест-вами. Так, Эфиопия изолирована в культурном плане из-за своего доминирую-щего языка - амхарского, в котором используется эфиопский алфавит, своей доминирующей религии - коптского православия, своей имперской истории, а также религиозной обособленности на фоне окружающих ее преимущественно исламских народов. Гаити тоже является страной-одиночкой: элита Гаити тра-диционно одобряет культурные связи этой страны с Францией, добавим к этому редкостный духовный сплав креольского языка, религии вуду, революционные традиции рабов и кровавое историческое прошлое. Наиболее значимая страна-одиночка - это Япония. Ни одна другая страна не разделяет ее самобытную культуру, а японские мигранты ни в одной стране не составляют значительной доли населения и не ассимилировались в культуры этих стран.

• расколотая страна - почти все страны разнородны и состоят из двух или более этнических, расовых или религиозных групп. Страны с четкими культур-ными группами, принадлежащими к одной и той же цивилизации, могут дойти до разделения (Чехословакия) или возможности разделения (Канада). Однако глубо-кое разделение скорее всего возникнет в расколотой стране, где большие группы принадлежат к различным цивилизациям. В расколотой стране основные группы из двух или более цивилизаций словно заявляют: "Мы различные народы и при-надлежим к различным местам". Расколотые страны, разделенные цивилизацион-ными линиями разлома, сталкиваются с особенно серьезными проблемами по поддержанию своей целостности. Основная группа, принадлежащая к одной ци-вилизации, пытается определить страну как свой политический инструмент и сделать свой язык, религию и символы государственными. К расколотым странам принадлежат: Индия (мусульмане и индуисты), Шри-Ланка (буддисты-сингальцы и индуисты-тамилы), Малайзия и Сингапур (мусульмане-малайцы и китайцы), Китай (хани, тибетские буддисты, тюрки-мусульмане), Филиппины (христиане и мусульмане), Индонезия (мусульмане и тиморские христиане), Судан (мусуль-манский север и преимущественно христианский юг), Нигерия (мусульмане и христиане), Кения (христиане и мусульмане), раскол на два отдельных государст-ва христианской Эфиопии и преимущественно мусульманской Эритреи, Танза-нии (христианская материковая часть) и арабского мусульманского Занзибара;

• разорванная страна - имеет у себя одну господствующую культуру (а не несколько противоборствующих, как в расколотой стране) и эта культура соотносит страну с одной цивилизацией, но ее лидеры стремятся к другой ци-вилизации. Разорванные страны можно узнать по двум феноменам: их лидеры определяют себя как "мостик" между двумя культурами, а наблюдатели описы-вают их как двуликих Янусов. Разорванная страна стремится изменить свою цивилизационную идентичность. Для успешного переопределения должны быть выполнены как минимум три условия: 1) политическая и экономическая элита страны должна с энтузиазмом воспринимать и поддерживать данное стремление; 2) общество должно как минимум молча соглашаться с переопре-делением идентичности (или стремится к этому); 3) преобладающие элементы в принимающей цивилизации (в большинстве случаев в этой роли выступает За-пад) должны хотя бы желать принять новообращенного. На данный момент процесс переопределения идентичности нигде не увенчался успехом. Разорван-ные страны: Россия, Турция, Мексика .

Заключение:

Сформулируем основные выводы, которые предполагают рассмотренные концепции :

Глобализация представляет собой многомерный процесс, затрагивающий различные стороны жизнедеятельности общества и человека: информационную, экономическую, экологическую и др. Нельзя объединять различные сферы гло-бализации воедино, так же как и нельзя вычленять в качестве основной эконо-мическую либо иную ее область.

Глобализация - это объективный процесс, вызывающий возрастание роли транснациональных пространств, событий, конфликтов и имеющий место в са-мых различных сферах человеческой деятельности: экономической, информа-ционной, экологической и др. В то же время глобализм представляет собой не-олиберальную идеологию мирового рынка, навязывающую всеобщую конку-ренцию и естественный отбор, не считаясь зачастую с традициями и представ-лениями многих народов и стран.

Суть глобализации состоит во всеобщем уничтожении границ повседнев-ной жизнедеятельности, совпадавших с границами национальных государств. Национально-территориальный признак перестает быть основанием при опре-делении границ жизнедеятельности различных сообществ.

На данном этапе социология глобализации представляет собой множество теоретических подходов, отрицающих национально-государственный принцип конструирования общества. И хотя многие из этих теорий противоречат друг другу, в целом они свидетельствуют о росте понимания необходимости созда-ния новых социально-теоретических принципов описания общества.

Глобальные тенденции социально-экономического и геополитического развития современного мира привели к формированию моноцентрической мо-дели отношений центр-периферийного свойства. Социокультурная проекция процесса становления этого нового типа связей не только выявляет, но и обост-ряет специфические противоречия, связанные с разнообразными формами на-вязывания политической воли субъектам, обладающим национально-государственным, этнокультурным, религиозным суверенитетом.

Во всем мире к глобализации существует весьма неоднозначное отноше-ние. С одной стороны, все чаще мы слышим о разного рода глобализационных форумах, проводимых с участием государственных лидеров и ведущих ученых с целью выработать новых подходы к построению человеческого общежития, с другой, – о массовых антиглобализационных выступлениях, зачастую оканчи-вающихся потасовками.

Глобализация - многогранный процесс с далеко идущими последствиями для жизни людей, налагающий ограничения и открывающий возможности для индивидуального и коллективного действия. Становление единого глобального общества открывает перед человечеством новые возможности и перспективы как в области экономического сотрудничества, так и в области межличностных контактов, социального и политического устройства общества.

И все же, несмотря на все положительные качества глобализации, нужно понимать, что она в известном смысле сфокусировала в себе все противоречия и конфликты современности. Это отнюдь не линейный, развивающийся равно-мерно и позитивно процесс, в нем много неоднозначных, в том числе и нега-тивных моментов. В одних странах и регионах глобализация в большей мере влияет, к примеру, на экономическую сферу, в других быстрее идет внедрение новых технологий. Многие страны по разным причинам (политическая изоля-ция или самоизоляция, отсутствие технологических возможностей и т.п.) вооб-ще оказались на периферии глобальных тенденций. Более того, в результате очень высоких темпов современной глобализации, прежде всего в технологиче-ском плане, разрыв в социально-экономической развитости между странами отдельными регионами, вовлеченными в данный процесс, с каждым годом ста-новится все ощутимее.

Похожие работы на данную тему