ВВЕДЕНИЕ
Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может понять, на основе своего собственного опыта и наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глубинным явлением. Можно предположить, что думающий человек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля над ядерным оружием и радикальные политические и экономические перемены; он увидит также менее очевидные, более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида лично источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Это отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.
2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей тревожности дошкольников
2.1. Организация и методы исследования
Эксперимент по исследованию диагностики гендерной тревожности дошкольников проводился в ГОУ № 1576. Испытуемые –дошкольники в возрасте 5-7 лет. Количество детей, участвовавших в исследовании – 30 человек. Мальчиков – 15. Девочек – 15.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики.
Для определения уровня тревожности использовали методику тревожности (В.Амен)(см.прил.1).
Для выявление особенностей семейных взаимоотношений и уровня тревожности, а так же как арт – терапия, мы использовали методику «рисунок семьи».
Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношений к семейной сфере у взрослого человека.
Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте на этом листе всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», «Мою – это значит мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?» (последний вопрос иногда задают взрослые, имеющие собственную семью), - то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в вашу семью. Вы знаете это лучше меня».
В отличие от этого, в ответ на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно, например, можно сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям», //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, 2007
2. Степанов В.Г. «Психология трудного школьника», 2008, стр.5
3. Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям», //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 2009, стр.144
4. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», 2006, стр.4
5. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.20
6. Шипицына Л.М., Иванов Е.С.«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы», Уэлс, Великобритания, 2007, стр.16
7. Личко А.Е., Попов Ю.В., «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», 1988, стр.10
8. Паренс Г. «Агрессия наших детей», 2007, стр.12
9. Ананьев Б.Г. «О человеке, как объекте и субъекте воспитания» //Избранные психологические труды, 2008, т.2 стр.10
10. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения», 2007, стр.9
11. Кулагин Л.Г., «О подростках, которым трудно» //Советская педагогика, 2008 год, № 6, стр. 141-142
12. Першанина Е. «Проблема профилактики педагогической запущенности подростков», журнал «Советская педагогика», 2004, № 5, стр.141
13. Фельдштейн Д.И. «Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального», журнал «Советская педагогика», 2004, № 5, стр.52-55