Введение:
Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.
Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.
В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие — как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи — как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако формулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех граждан.
Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие содержание и особенности конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Предметом исследования являются правовые нормы, устанавливающие гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также регламентирующие механизм их реализации.
Целью исследования является изучение гарантий и юридического механизма защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Достижению данной цели способствовало решение следующих основных задач:
- определить понятие гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- рассмотреть правовые гаранты конституционного статуса личности;
- выявить способы юридической защиты прав и свобод человека и гражданина.
Глава 3:
Правовые гарантии обеспечиваются различными способами. Основные из них:
а) правоограничение государства, прав и свобод личности;
б) выполнение своих полномочий по реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
в) восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина; г) возмещение причиненного вреда;
д) рассмотрение в судах дел о защите прав и свобод личности.
Новый этап в развитии российской государственности связан с признанием общегуманистических ценностей, в том числе идеи уважения прав человека, его правовой защищенности от вмешательства государства, от произвола должностных лиц. В связи с этим "можно наблюдать и другую крайность, когда объявляется безусловный приоритет интересов личности по отношению к интересам общества. Это может привести к конфликтам между отдельными людьми и обществом в целом, ориентирует на узкоэгоистическое проявление потребностей личности, способно разрушить целостность общества, значимость обязанностей индивида перед другими людьми, обществом и государством. Здесь надо соблюдать определенную меру, обеспечивая компромисс между интересами и потребностями каждого человека и государственной общностью людей. Поиск средств, путей согласования, достижения баланса интересов общества и личности - одно из главных направлений развития современной российской государственности" .
Как показывает практика, чем выше степень реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов.
С этой целью Конституция РФ устанавливает: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55). Правда, в той же Конституции говорится, что права и свободы человека могут быть ограничены, но не иначе как федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
К сожалению, приведенные конституционные основания для ограничения прав и свобод сформулированы недостаточно четко, что дает возможность органам государственной власти толковать их весьма широко и по этим соображениям ограничивать права человека, оправдывая это интересами общества. И в этой связи нельзя не согласиться с Л.А. Морозовой, которая пишет: "Правоограничение государства, как и прав и свобод личности, должно иметь веские основания и пределы. Однако, как свидетельствует практика, ограничиваются преимущественно права и интересы личности".
В соответствий с Конституцией РФ отдельные ограничения прав и свобод могут вводиться с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения. Само чрезвычайное положение может объявляться при наличии обстоятельств, представляющих собой реальную чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
Но согласно ч. 3 ст. 56 Конституции РФ даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 ч. 1, 24, 28, 34 ч. 1,40 ч. 1,46-54 Конституции РФ.
Данное весьма важное конституционное положение на практике нередко нарушается, на что обращают внимание многие авторы. Чтобы не быть голословными, приведем высказывание на этот счет Л.А. Морозовой, касающееся ограничений права на тайну частной жизни, "которые используются в оперативно-розыскной деятельности, хотя ч. 1 ст. 23 Конституции, где закреплено данное право, включено в перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению. Это так называемое легальное нарушение конституционных предписаний. Но есть и нелегальные. Однако в судебной практике редки дела о привлечении к ответственности за подобные нарушения" .
В зарубежных странах ограничения прав и свобод человека находятся под контролем суда (США, Германия), прокурора или следователя (Италия, Франция), министра внутренних дел (Великобритания).
В нашей стране эта контрольная функция выполняется Конституционным Судом Российской Федерации при рассмотрении конкретных дел правоприменительной практики. Конституционный контроль, по существу, является единственным средством проверки законности вводимых правовых ограничений.
Большие возможности по обеспечению прав и свобод граждан имеются у государственных органов. Ведь большинству прав граждан корреспондируют обязанности государственных органов. И своевременное, качественное выполнение этих обязанностей является важнейшей гарантией реализации прав и свобод человека и гражданина. К сожалению, многие государственные органы и их должностные лица своих обязанностей должным образом не выполняют и тем самым создают конфликтные ситуации, порождающие бюрократизм, произвол чиновников, ущемление прав и свобод людей, унижающие их достоинство.
Заключение:
В заключение хотелось бы привести слова В.В. Путина, который в своем "Открытом письме к российским избирателям" признавал, что много лет "государственные органы не выполняли должным образом своих функций по укреплению законности, защите прав личности, по борьбе с теми, кто их нарушает. Наша другая большая проблема - отсутствие твердых и общепризнанных правил. Как и любой человек, общество не может без них обходиться. А правила в государстве - это закон, это конституционная дисциплина и порядок. Думаю, нелишне напомнить: суд выносит решения именем Российской Федерации и обязан этому высокому имени соответствовать. Милиция и прокуратура должны служить закону, а не пытаться "приватизировать" данные им полномочия с пользой для себя. Их прямая и единственная задача - защита людей, а не ложных представлений о чести мундира и своих ведомственных интересов.
Жить по правилам (читай - по закону) может себе позволить только эффективное, сильное государство. И только оно должно гарантировать свободу - предпринимательскую, личную, общественную. Научим друг друга уважать установленные правила, научимся сами вести себя прилично - вынудим к тому же и других" .
Президент России достаточно обстоятельно изложил свои программные положения о путях развития российского государства, о способах укрепления законности, о методах защиты прав и свобод человека и гражданина. Это -программа и для тех, кто издает законы, и для тех, кто их применяет. Большие задачи она ставит и перед правовой наукой. И перед каждым из нас.