Введение:
Актуальность темы исследования. Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и обладает давними научно-исследовательскими, промышленными и культурными традициями. Она является крупнейшим на планете поставщиком нефти, природного газа, минералов, драгоценных металлов и леса. Активизировав приток инвестиций и направляя их на модернизацию промышленности, Россия имеет шанс стать крупным производителем продовольственных и потребительских товаров, химической продукции и машиностроения.
Для европейских компаний, столкнувшихся с проблемой перенасыщения национальных рынков, развитие взаимоотношений с Россией представляется прекрасной возможностью для расширения масштабов деятельности и поддержания конкурентоспособности. Усиление позиций России как важной экономической платформы отразилось в росте интереса, проявляемого к ней западными транснациональными корпорациями (ТНК).
Тем не менее Россия встретилась с серьезными проблемами, которые – если подходить к их решению необдуманно – могут повлечь за собой крупные социальные и этнические конфликты на всей ее территории. Во многих промышленных секторах Россия потеряла конкурентоспособность, а большинство российских предприятий остаются неэффективными, вследствие недостатка капитала, а также не готовыми к международной конкуренции.
Для преодоления этих трудностей российским политикам необходимо сконцентрироваться на создании стабильного макроэкономического климата, что подразумевает снижение инфляции, поддержку частного сектора и минимизацию воздействия на российскую экономику экономического кризиса. Именно сейчас как никогда важно стабилизировать и упрочить российскую экономику, повысив конкурентоспособность отечественных предприятий, в частности, поощряя сотрудничество между российскими и иностранными компаниями. Именно сейчас, когда экономический кризис ставит под угрозу вложение капитала во многих развитых странах, когда казавшиеся надёжными вложения находятся под угрозой, есть шанс привлечь инвесторов в собственную экономику.
Возрождение реального сектора российской экономики может быть достигнуто посредством промышленной реструктуризации, приобретения передового опыта и технологий, конверсии ВПК. Эти мероприятия потребуют разумного макроэкономического и финансового руководства со стороны государства и иностранных инвестиций.
Кооперация с ведущими западными компаниями придаст импульс развитию экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, инновационных товаров и производственных технологий, человеческих ресурсов, управления качеством, ориентации на потребителя. Связанная с иностранными инвестициями кооперация, основанная на технологиях для конкретных промышленных проектов, будет намного более эффективной, чем общие советы экспертов под эгидой международных публичных программ помощи. Создание современных отраслей будет развивать и воспитывать человеческий, научный и интеллектуальный потенциал России.
Глава 3:
Офис Инвестиционного омбудсмена помогает иностранным компаниям преодолевать бюрократические препоны и добиваться решения вопросов, изложенных в жалобе. Как правило, жалобы касаются налогообложения и тарифов, регулирования на рынке труда, таможенных процедур и торговли и т.д. В результате предпринятых Офисом усилий процент удовлетворения/разрешения жалоб вырос с 27.1% в 2001 г. до 95.8% в 2007 . К тому же, сотрудничество между Офисом инвестиционного омбудсмена и государственными органами привело к существенному улучшению законодательства в области ПИИ.
В 2008 г. Бразилия привлекла USD 42 млрд. ПИИ и заняла первое место среди стран Латинской Америки. Основным мотивом инвестирования в данную страну был обширный рынок сбыта, однако, следует отметить, что правительство предприняло значительные усилия по созданию либерального режима для ПИИ, и привлекательных условий для инвестирования. Большая часть инвестиций была сделана в форме слияний и поглощений (М&А), связанных с приватизацией в электроэнергетике, телекоммуникациях и финансовом секторе. В целом, в Бразилии нет ограничений, связанных с притоком капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Однако участие ПИИ в некоторых видах деятельности ограничено или даже запрещено - это, прежде всего, касается развития ядерной энергетики, аэрокосмической промышленности, авиаперевозок на внутренних линиях, разработок месторождений полезных ископаемых, владения и управления газетами, телевидением, радио станциями, а также услуг почты и телеграфа, здравоохранения.
Бразилия является хорошим примером того, что инвестиции могут приходить в страну и без предоставления специальных стимулов, а в большей степени благодаря проведению либерализации и структурных реформ, приватизации и дерегулированию. Налоговые льготы и прочие привилегии предоставляются правительством Бразилии и местными органами власти без дискриминации как иностранным, так и национальным фирмам. Более того, эта страна одна из немногих, не имеет агентства, отвечающего за привлечение инвестиций, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Все предоставляемые стимулы, в том числе и для ПИИ, могут быть подразделены на горизонтальные, секторальные или региональные.
Бразилии предоставляет ряд стимулов для стимулирования экспорта, проведения исследований в области технологий, внедрения инноваций. В основном они связаны со снижением налогов или освобождением от налога на доход в виде процентов и дивиденды:
? специальное налогообложение экспорта технологических информационных услуг;
? специальные налоговые стимулы для экспортоориентированных компаний при приобретении ими основных средств и оборудования;
? специальные налоговые стимулы для компаний занимающихся производством компьютеров при осуществлении ими инвестиций в новые технологии;
? финансовые стимулы для новых проектов, реализуемых в северных и северовосточных регионах Бразилии .
Например, в 2007 г. в стране был принят Закон 11529, в соответствии с которым ряд отраслей промышленности (автомобильная, текстильная, производство мебели, облицовочных материалов, обуви, одежды, изделий из кож, а также деревообработка, обработка кож, тяжелое и сельскохозяйственное машиностроение) могли подавать заявки о снижении платежей или освобождении от уплаты PIS-COFINS при покупке оборудования (как иностранного, так и отечественного) для производства готовых промышленных товаров. Закон также действовал и в отношении экспортоориентированных компаний, осуществляющих покупку капитального оборудования. Для того чтобы быть освобожденными от уплаты 9.25% налога в рамках PIS-COFINS при покупке данного оборудования, компании должны подтвердить, что она получила как минимум 70% доходов от экспорта. В ряде случаев планка была снижена до 60%.
Заключение:
В современных условиях инвестиции становятся важнейшим стратегическим ресурсом развития промышленного производства, что обуславливается их особой ролью в экономике и противоречиями, складывающимися между необходимостью развития промышленного комплекса и существующими условиями и возможностями привлечения инвестиционных ресурсов для этих целей.
В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Последние федеральные законодательные акты зачастую направлены на ограничение иностранных инвестиций, что, впрочем можно расценивать как протекционистские меры для отечественных инвесторов.
Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.
Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства.
Безусловно мировой экономический кризис также негативно сказывается на уровне иностранных инвестиций в РФ. Замедление темпов роста российской экономики портят инвестиционный климат.
Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – это самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны.
Рассмотрев проблему привлечения иностранных инвестиций в экономику России, можно сделать следующие выводы:
1. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества с высоким качеством жизни населения.
2. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.