Введение:
В истории России выделяются три крупнейших государственных деятеля: М.М.Сперанский, С.Ю.Витте и П.А.Столыпин – люди разных эпох, мировоззрений и судеб. Сперанский был типичным представителем эпохи Просвещения, полагавшим, что достаточно написать умный проект идеального государственного устройства, и все – цари и подданные – поймут, что и как надо делать. Витте – человек эпохи перехода от самодержавно-сословного строя к буржуазно-конституционному. Совмещая в себе казалось бы несовместимые качества опытного царедворца и смелого реформатора, он стал автором Манифеста 17 октября и сумел соединить самодержавие и законодательное народное представительство.
Столыпин был современником Витте и в определенном смысле – его преемником. Но это была уже другая эпоха.
Поскольку революция 1905-1907 гг. в России оказалась незавершенной и ни одна из причин, вызвавших её, не была до конца устранена, сохранялась опасность новых революционных взрывов, поэтому правительство стояло перед необходимостью продолжения реформ в России.
Сделать это предполагалось путем коренной модернизации экономики (прежде всего аграрного сектора) и частичного реформирования социальных отношений и государственного аппарата. Это поставило бы Россию в один ряд с развитыми странами и уменьшило бы социальную напряжённость в обществе. Осуществление реформ связано с именем премьер-министра правительства П. А. Столыпина, и под его именем реформы вошли в историю.
Столыпин был выдающимся русским государственным деятелем с сильной державной волей, превыше всех своих интересов ставившим интересы России. Однако в силу воспитания и образования многие жизненные воззрения Столыпина имели западный оттенок, и поэтому его политические взгляды не всегда отражали интересы России.
Постоянная напряженная работа с противоборствующими силами, необходимость принимать “непопулярные” решения вплоть до введения военно-полевых судов снискали ему репутацию жесткого администратора и неприязнь обоих лагерей.
Цель курсовой работы – изучение биографии и реформаторской деятельности Столыпина П.А.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решены следующие задачи:
- рассмотреть биографию Столыпина П.А.;
- изучить политическую карьеру и реформы Столыпина П.А.;
- выявить политические, экономические и социальные задачи столыпинского законодательства.
Методы исследования: теоретический анализ по проблеме исследования, обобщение и синтез.
Для раскрытия поставленной цели определена следующая структура: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложение.
Глава 2:
Столыпин совершил ошибку и в вопросе об учреждении земств в западных губерниях, в результате чего лишился поддержки октябристов. Столыпин решил учредить в западных губерниях земскую форму правления, чтобы улучшить жизнь русского населения. Дума охотно его поддержала; однако Госсовет занял противоположную позицию. Столыпин обратился с просьбой к Николаю 2 прервать работу обеих палат на 3 дня, чтобы за это время правительство срочно приняло новый закон. Заседания думы были приостановлены, и закон был принят. Данная процедура продемонстрировала пренебрежение госвласти к собственным учреждениям. Это привело к расколу между правительством и либералами. Самодержавие поставило себя в изоляцию, и Столыпин потерял доверие Николая II.
Среди причин неудачи проведения Аграрной реформы Столыпина можно назвать ряд внешних обстоятельств (сопротивление реформам со стороны Думы, Госсовета и царя, ошибки самого Столыпина и его ранняя смерть, начало войны) прервали начатые преобразования, и из предполагаемых 43-х реформ было осуществлено не более десяти. Большинство из намеченных реформ (кроме, аграрной и отчасти военной) остались нереализованными.
Попытки реформатора приспособить формы капиталистического хозяйства к феодальным формам правления, чтобы сделать Россию «великой и процветающей», оказались неудачными и не были завершены. Основной причиной неудачи аграрной реформы была невозможность создать многочисленный класс новых собственников, обеспечить их необходимым количеством земли, сохранив при этом крупное помещичье землевладение. Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 - 1913 годов было сделано немало.
Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены.
Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников.
Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим землеустройством и земледелием А. В. Кривошеиным.
Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.
Результаты реформы характеризовались быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в ведущую отрасль экономики России.
Обобщенно итоги и цели реформы 1906 года можно представить в виде схемы (рис. 1.1):
Результаты реформы можно назвать противоречивыми.
К 1916году из общины выделилось 25 -27% крестьянских дворов.
Всего за период с 1907 по 1916 г. из общин вышло чуть более двух миллионов крестьянских дворов. Кроме того, 468,8 тыс. дворов в тех общинах, в которых с 1863 г. не было переделов, получили акты о собственности на свои земли без своего согласия, т.е. насильно. Всего таким образом выбыло из общин около 2,5 млн. крестьянских дворов, (примерно 1/5 общинных дворов к их количеству на 1906 г). К 1916 г. из общины вышла примерно1 /6 часть общинников (более 73% из них против воли односельчан). Значительное число крестьян (там, где общины распускались принудительно) вышли против своей воли.
Заключение:
Столыпин Петр Аркадьевич (2 апреля 1862—5 сентября 1911). Из старинного дворянского рода, крупный землевладелец (имение на 1911 — 950 десятин в Пензенской губернии, 835 десятин в Ковенской, 820 десятин в Нижегородской и два дома в Петербурге, у жены Ольги Борисовны, урожденной Нейдгардт, 4845 десятин в Казанской губернии). Окончил физико-математический факультет Петербургского университета со степенью кандидата. С 1884 причислен к Министерству внутренних дел, с 1886 — к Департаменту земледелия и сельской промышленности. Пожалован в звания камер-юнкера Двора (1888), камергера Двора (1896). С 1889 ковенский уездный предводитель дворянства, с 1899 губернский предводитель дворянства Ковенской губ. 15 февраля 1903 назначен саратовским губернатором. Действительный статский советник (1904). 26 апреля 1906 назначен министром внутренних дел, а в день роспуска I Думы, 8 июля 1906, сменил И.Л. Горемыкина в должности председателя Совета министров, сохранив за собой портфель министра внутренних дел. 6 декабря 1906 пожалован в гофмейстеры Двора, 1 января 1907 назначен членом Государственного совета, с 1 января 1908 статс-секретарь е.и.в. 1 сентября 1911 смертельно ранен бывшим агентом охранки Д. Богровым в Киевском оперном театре.
Столыпин был великим государственным деятелем России. Слою «национальный» выделено не случайно - ни у одного из крупных государственных деятелей России начала XX века национальная идея не была настолько сильной, настолько ясно выраженной и обоснованной, чтобы стать своего рода стержнем, основанием всей политической деятельности. Столыпин не просто выдвинул идею Великой России, он разработал программу преобразований во всех областях государственной жизни, необходимых для осуществления этой идеи.
Столыпин все время подчеркивал, что «наши реформы, чтобы быть жизненными, должны черпать свою силу в... русских национальных началах», что «нельзя к нашим русским корням, к нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой, чужестранный цветок».
Столыпин начинал свою реформаторскую деятельность в крайне трудное для России время - в эпоху разгула революционного террора, направляемого, прежде всего партией эсеров, разработавших целую теорию политических убийств, подкрепленную зловещей практикой.
Опыт политической деятельности Столыпина наглядно показывает, что без должного изменения политической системы даже талантливо задуманные экономические реформы обречены на неуспех, а промедление в решении назревших экономических и социальных проблем создает реальную угрозу самой общественной системе.