Введение:
Актуальность исследования. Капитализация – относительное новое явление экономики и финансов, ставшее следствием накопления капитала, с одной стороны, и «финансизации» – с другой стороны. В условиях превра-щения финансовой сферы в самодостаточный сегмент экономики и ее доми-нирования над реальным сектором и товарными рынками понятие «капита-лизация», изначально выступавшее как характеристика фондового рынка, стало распространяться на непубличные компании, региональные рынки и национальные экономики.
Многообразие форм проявления капитализации в современной хозяй-ственной среде обусловило несоответствие первоначального понимания ка-питализации сложившимся реалиям, а также методическую неопределен-ность в оценке капитализации за границами фондового рынка, в отношении политики капитализации на внутрихозяйственном уровне, особенно в непуб-личных компаниях, которые составляют в России, по данным Росстата, более 99% всех хозяйствующих субъектов. Между тем капитализация как характе-ристика роста на микроуровне влияет на параметры экономического роста региона. Масштаб капитализации на мезоуровне определяет место региона в национальной экономике. Масштаб капитализации страны обусловливает ее место в международных рейтингах.
Интерес к капитализации проявился за рубежом в последней четверти ХХ века, а в России – в новом тысячелетии. На сегодняшний день исследова-ния в области капитализации в большинстве своем носят эмпирический ха-рактер. Капитализация рассматривается в них применительно к фондовому рынку с позиции наращивания капитала акционерных обществ, акции кото-рых находятся в свободном обращении и котируются на бирже. Такой под-ход заимствован из зарубежной практики, однако он имеет весьма ограни-ченную сферу применения в отечественной хозяйственной среде, где из объ-екта исследования выпадают подавляющее большинство хозяйствующих субъектов, целые отрасли и регионы.
Следует отметить, что до последнего времени недостаточно изучены и финансовые аспекты капитализации. Между тем, являясь производным поня-тием от капитала, она представляет собой стоимостную категорию. В качест-ве источника информации для ее оценки выступает финансовая отчетность, по которой прослеживаются не только количественные, но и качественные характеристики капитализации, а также ее основные типологии - реальная, маркетинговая и фиктивная капитализация.
В странах с рыночной экономикой весомая часть всех инвестиций - это инвестиции, связанные с лизингом, наряду с другими формами он широко используется при финансировании долгосрочных активов. К лизингу об¬ращаются любые субъекты предпринимательской деятельности, независи¬мо от сферы деятельности, формы собственности, размера, уровня разви¬тия, фи-нансового положения. С другой стороны, юридические и физиче¬ские лица активно инвестируют свободные финансовые ресурсы в созда¬ние лизинговых схем. В России эта форма также получила определенное развитие, однако масштабы российского лизинга пока очень далеки от же¬лаемого уровня. Вместе с тем большинство российских предприятий стоят перед необходи-мостью обновления или приобретения основных фондов в условиях ограни-ченных финансовых ресурсов. Внутренняя природа лизин¬га обуславливает его высокую эффективность в переходной экономике, возможность смягче-ния с его помощью остроты ряда серьезных проблем хозяйственного разви-тия. Кроме того, российский лизинг развивается бы¬стрыми темпами.
Глава 3:
Расчет платежей по лизингу и кредиту приведен в приложении.
Оценку предприятия проводим методом чистых активов и методом ка-питализации прибыли.
Основная формула для расчета стоимости бизнеса для этого подхода: Собственный капитал=Активы-Обязательства.
Обычно балансовая стоимость активов не соответствует рыночной стоимости, поэтому задача состоит в их переоценке. После определения ре-альной стоимости всех активов из нее вычитается текущая стоимость всех его обязательств, тем самым рассчитывается оценочная стоимость собствен-ного капитала.
Метод целесообразно использовать, если:
- доходы не поддаются точному прогнозу;
- предприятие обладает значительными материальными и финансовы-ми активами (ликвидными ценными бумагами, инвестициями в недвижи-мость и т. д.);
- требуется оценить новое предприятие, у которого отсутствуют ретро-спективные данные о прибылях.
Метод капитализации прибыли является одним из вариантов доходного подхода к оценке бизнеса действующего предприятия. Как и другие вариан-ты доходного подхода, он основан на базовой посылке, в соответствии с ко-торой стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимо-сти будущих доходов, которые принесет эта собственность. Сущность данно-го метода выражается формулой:
Чистая прибыль / ставка капитализации = Оцененная стоимость
Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного сро-ка будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста будут постоянными).
Следует отметить, что, в отличие от оценки недвижимости, в оценке бизнеса данный метод применяется довольно редко из-за значительных коле-баний величин прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства оцениваемых предприятий.
Расчет коэффициента капитализации.
Коэффициент капитализации представляет собой коэффициент пере-счета доходов, полученных от объекта оценки в стоимость объекта оценки.
Коэффициент капитализации для недвижимости состоит из двух глав-ных элементов:
1. Ставка дохода на инвестиции;
2. Норма возврата инвестиций.
Определение ставки дохода на инвестиции (ставки дисконта).
В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на инвестиции в сопоставимые по уровню риска объекта инвестирования, другими словами – это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уров-нем риска на дату оценки.
Таким образом, для того чтобы принять правильное решение об инве-стировании в объекты с одинаковыми денежными потоками, необходимо учесть в ставке дисконта все риски связанные с теми или иными объектами недвижимости.
При оценке объекта недвижимости ставка дохода определяется, как правило, методом кумулятивного построения, или методом суммирования. Суть метода состоит в том, что ставка разбивается на составные части, со-стоящие из безрисковой ставки в качестве базисной, ставок компенсации за риск, низкую ликвидность и инвестиционный менеджмент (управление инве-стициями).
В качестве базисной в этом методе используется так называемая без-рисковая ставка.
В условиях российской действительности безрисковой ставки практи-чески не бывает.
Поэтому следует вести речь о наименее рискованных ставках. В каче-стве безрисковой принимается среднесрочная ставка доходности на рынке ГКО – ОФЗ 4,32%
(http://www.cbr.ru/hd_base/GKOOFZ_MR), руб.
Заключение:
В современных условиях хозяйствования, которые характеризуются постоянными изменениями в рыночной среде, а также высоким уровнем кон-куренции, в том числе и в сфере привлечения заемного капитала на более вы-годных условиях для компании, важна правильная организация работы по управлению капитализацией компании на среднесрочную перспективу.
Высокая капитализация компании - один из показателей ее инвестици-онной привлекательности. Повышение капитализации позволяет компании использовать акции, находящиеся на ее балансе, на гораздо более выгодных условиях в качестве залогового обеспечения при кредитовании. Кроме того, продавая свои акции, компании имеют возможность привлечь значительные средства на беспроцентной основе. А падение капитализации может ослож-нить компании доступ к внешнему финансированию. В целом рыночная ка-питализация компании отражает эффективность управления ее активами, энергоэффективность производства, поэтому длительное отсутствие повы-шения котировок, особенно на фоне роста других компаний в той же сфере бизнеса, свидетельствует о ее далеко не лучшем текущем состоянии
В настоящее время, в условиях развития рынка услуг, быстрого про-гресса технологий, значительного износа оборудования (более 50%), высокой конкуренции все большую роль в функционировании предприятий играют капитальные вложения в основные средства, фонды, технологии и т.д. В свя-зи с этим наличие свободных собственных средств становится актуальной проблемой для предприятий. Проблема нехватки собственных средств акту-альна для предприятий любого масштаба. Нехватка или несвоевременное по-ступление свободного капитала оказывают отрицательное влияние на дея-тельность предприятий. Промедление в обновлении технологии, основных средств понижает конкурентные качества предприятия по сравнению с дру-гими игроками рынка, снижает ассортимент предлагаемых товаров и услуг, уменьшают долю рынка, и, в конечном счете, снижает капитализацию ком-пании.
Одним из наиболее распространенных путей решения проблемы сво-бодных наличных средств – является привлечение заемных средств (креди-та). Вне зависимости от масштаба компании, уровня и доли рынка перед ка-ждой компанией стоят индивидуальные задачи и ограничения, но их все можно обобщить к следующему: необходимо увеличение потенциальной вы-ручки от предоставляемых услуг, в то же время, снижение затрат на строи-тельство инфраструктуры. Поэтому можно сделать предположение, что при-бегая к другому финансовому инструменту – лизингу (финансовому) –можем снизить капитальные затраты компании, увеличить прибыль и как следствие капитализацию компании.
Лизинг имеет признаки и производственного инвестирования, и креди-та. Его двойственная природа заключается в том, что, с одной стороны, он является своеобразной инвестицией капитала, поскольку предполагает вло-жение средств в материальное имущество в целях получения дохода, а с дру-гой стороны — сохраняет черты кредита (предоставляется на началах плат-ности, срочности, возвратности).