Введение
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Актуальность исследования состоит в том, что система дополнительного образования детей все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.
Глава 2. Анализ развития муниципального учреждения
2.1 Общая характеристика МОУ СОШ №30
Учредителем муниципальной общеобразовательной школы № 30 является администрация города Нижнего Новгорода. Здание школы построено в 1964 году и рассчитано на обучение 636 человек. В настоящее время в школе обучается 770 человек.
В школе учатся дети из всех районов города. За время своего существования школа сделала 64 выпуска учащихся, 5% выпускников – медалисты. Ежегодно 87-90% выпускников школы поступают в ВУЗы, остальные – в учреждения среднего профессионального образования.
В настоящее время в школе работает 69 педагогов, 26% из них имеют высшую квалификационную категорию, а 45% - первую. 92% педагогов имеют высшее профессиональное образование. Половина педагогов (48%) имеют педагогический стаж свыше 20 лет.
С момента своего возникновения школа ориентируется на предоставление основных и дополнительных образовательных услуг (по заказу родителей) на основе гуманитарных педагогических технологий.
Начиная с 2005 года в школе была развернута экспериментальная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий «Классы полного дня». Был организован первый экспериментальный класс, особенностью организации учебного процесса в котором стала большая (1,5 часа) динамическая пауза в виде прогулки. В течение недели в классе проводятся занятия по настольному теннису, лечебной физической культуре, ритмике, шахматам. Закуплен специальный инвентарь, коррегирующие парты, выделена спортивная площадка, определен состав медицинских работников для участия в эксперименте. Как показал опыт, учащиеся этого класса имеют успехи не только по физическому развитию, но и высокую степень социализации, высокую организованность (по результатам контроля относительно других классов в в параллели).
Список использованной литературы
1. Об образовании ФЗ от 10 июля 1992 г. № 3266-1-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ) // Сбор. законодательства. – 2006. - № 6 (3 марта). – С. 1352-1365 (ст. 203).
2. Аверин В. А. Психологя детей и подростков : учебник для вузов / В. А. Аверин. – М. : ЭКСМО, 2007. – 210 с.
3. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3. – С. 17-19.
4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования : учебник для вузов / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д. : изд-во РГПУ, 2006. - 352 с.
5. Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования : учеб.-метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. - М. : Владос, 2007. - 160 с.
6. Верба И. А. Внешкольная работа / И. А. Верба // Дополнительное образование. - 2005. – № 7. - С. 8 -10.
7. Галагузова М. А. Социальная педагогика : курс лекций / М. А. Галагузова. - М. : Владос, 2007. - 416с.
8. Герасимова Л. А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования : дис. .. канд. пед. наук : 13.00.01 / Герасимова Людмила Акремовна. – Оренбург: ООИПКРО, 2003. – 155 с.
9. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология : учеб. пособие для вузов / В. В. Гузеев. - 4 – е изд., спр. и доп. - М. : Народное образование, 2007. – 268 с.
10. Горский В. А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. - 2006. - № 2. – С. 6 – 11.
11. Даринский А. В. Экономическая подготовка дошкольников / А. В. Даринский // Педагогика. – 2007. - № 3. – С. 14 – 18.
12. Дополнительное образование В 2 ч. Ч. 1. сборник нормативных документов (2001-2006) / В. А. Березина. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 106 с.
13. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития : учеб. пособие / под ред. С. В. Сальцевой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 135 с.
14. Дополнительное образование детей : учеб. пособие / под ред. О. Е. Куркина. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 256 с.
15. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для вузов / Е. Б. Евладова. - М. : ВЛАДОС, 2008. – 352 с.
16. Журкина А. Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования : учебник для вузов /А. Я. Журкина. - М. : ИНФРА-М, 2008. – 84 с.
17. Казанкина М. Г. Нравственное воспитание личности дошкольника в коллективе : учебник для вузов / М. Г. Казанкина. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 53 с.
18. Кождаспирова Г. М. Педагогический словарь: для вузов / Г. М. Кождаспирова, А. Ю. Кождаспиров. - М. : изд. центр «Академия», 2008. - 176 с.
19. Куркин Е. Б. Управление образованием в условиях рынка : учеб. пособие / Е. Б. Куркина. – 3 – е изд., испр. и доп. - М. : Новая школа, 2007. – 153 с.
20. Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование : учеб. пособие / Ю.Д. Лебедев. 3 – е изд., испр. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 204 с.
21. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. – М. : Прометей, 2005. - 589 с.
22. Логинова Л. Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей : учеб. пособие /Л. Г. Логинова. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 240 с.
23. Маликова В. А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога : учебник для вузов / В. А. Маликова. – Оренбург : Изд. ОГПУ, – 2008. – 235 с.
24. Малыхина Л. Б. Концепция развития дополнительного образования детей / Л. Б. Малыхина // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - № 11. – С. 7 – 15.
25. Меренков А. В. Как подготовить ребенка к поступлению в школу / А. В. Меренков // Внешкольник. - 2009. – № 5. - С. 28 - 30.