Контрольная работа № 1
Лексика, фонетика, словообразование, морфология1
I. Укажите фонетические и морфологические признаки заимство¬ванных слов; у производных — способ образования.
II. Определите, какие из приведенных фразеологизмов являются сращениями, единствами, сочетаниями, выражениями. Дайте грам¬матическую и стилистическую характеристику фразеологизмов (глагольные, наречные, именные, самостоятельные предложения; книжные, разговорно-бытовые, межстилевые).
III. Напишите небольшой стихотворный или прозаический текст (5 строк), а затем представьте его в фонетической транскрип¬ции. Обозначьте фонетические фразы, речевые такты, расставь¬те фразовое и тактовое ударение. В одной из фраз определите количество фонетических слов. На 2–3 примерах из текста про¬иллюстрируйте основные фонетические законы в области глас¬ных и согласных звуков.
IV. Определите тип и подтип словообразования в следующих сло¬вах, распределив их в четыре столбца.
V. Объясните на примере 5 любых из нижеприведенных слов, в чем различие между морфологическим, словообразовательным и эти¬мологическим анализом.
VI. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните ор¬фограмму и объясните ее в скобках после слова.
VII. Запишите 6 фразеологизмов со словами «душа, дух, земля, кость, лицо, место» и составьте с ними предложения. Подберите к фразеологизмам синонимические обороты или слова-синонимы. Дай¬те стилистическую характеристику фразеологизмов, используя стилистические пометы (разг. -быт., книжн., межстил. и т.п.).
VIII. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, объясните значе¬ния выделенных слов, используя толковый словарь или словарь иност¬ранных слов.
IX. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните ор¬фограммы в скобках после слова с пропущенной буквой.
X. Запишите данный текст в фонетической транскрипции. Вы¬делите фонетические фразы и речевые такты.
XI. Поставьте ударение в следующих словах:
баржа, гусеница, донльзя, жерло, красивее, медикаменты, невылазный, портфель, постамент, приговор.
XII. Определите грамматический род следующих существитель¬ных и дайте, где необходимо, соответствующие пояснения.
XIII. Объясните на 3–5 примерах (не из учебника), как граммати¬чески проявляется различие существительных одушевленных и не¬одушевленных. Могут ли одушевленные существительные употреб¬ляться в значении неодушевленных? Если могут, то поясните это на 3–5 примерах.