Введение:
Актуальность темы исследования.
Содружество Независимых Государств как международная, межправительственная организация нуждается в значительном совершенствовании, требующем повседневной созидательной работы по созданию эффективных организационно-правовых механизмов. Они должны действовать на постоянной основе и не быть подверженными колебаниям в угоду меняющейся политической конъюнктуре. На данном этапе можно отметить: недостаточный уровень взаимодействия в процессе правотворческой деятельности; ложные опасения по поводу возможного внедрения элементов наднациональности в работе исполнительных органов СНГ, обеспечивающих координацию экономического сотрудничества; непонимание отсутствия прямой взаимосвязи между внедрением элементов наднациональности и утверждением международной правосубъектности СНГ.
В этой связи хотелось бы привести высказывание белорусского экономиста Н. Н. Шумского: «Подлинная интеграция постсоветских государств, новая структура связей и состав участников более реально определится только на основе взаимной выгоды, развития рыночных отношений как внутри, так и между государствами. Пока же в ближайшей перспективе сотрудничество между государствами Содружества будет осуществляться преимущественно на двусторонней и субрегиональной основе в рамках уже существующих объединений внутри СНГ. Иначе говоря, будут продолжаться попытки peaлизовать концепцию и модели "разноскоростной" интеграции. В мировую хозяйственную систему связей, различные региональные системы безопасности постсоветские государства будут вписываться преимущественно поодиночке. Форсировать интеграцию постсоветских государств — значит заведомо обрекать себя на неудачу, демонстрировать преобладание текущих политических, военных и других конъюнктурных интересов над экономической целесообразностью» . Сегодня в СНГ действует несколько интеграционных образований, преследующих свои цели, некоторые авторы даже полагают, что приоритетными для них является построение политических и экономических отношений в обход России.
Одним из таких образований и является ГУАМ. ГУАМ был учрежден 10 октября 1997 г. в Страсбурге во время саммита Совета Европы и на сегодняшний день является одной из самых противоречивых организаций. До сих пор большинство экспертов интересуют вопросы будущего этой организации. Необходимо определить какие проблемы существуют внутри ГУАМ и каково ее будущее. Этим и определяется актуальность данного исследования.
Глава 3:
Создание ГУУАМ имело целью расширение не только экономического сотрудничества входящих в эту организацию государств. В 1997 г. страны-участницы свернули программы развития военного и военно-техни-ческого сотрудничества с Россией. Были заключены соглашения о подготовке среднего и высшего командного состава Вооруженных сил стран ГУУАМ в военных вузах США и Турции. Финансирование этих программ взяла на себя американская сторона. Была начата подготовительная работа по определению потребностей Вооруженных сил стран ГУУАМ в вооружении и снаряжении американского производства. В ходе переговоров высших официальных лиц США и стран ГУУАМ о переводе стран-участников на натовские стандарты подготовки и оснащения личного состава прошла информация о возможном размещении на территории Азербайджана и Грузии военных баз стран HATO – США и Турции. Начиная с 1997 г. подразделения Вооруженных сил стран ГУУАМ стали регулярно принимать участие в военных учениях НATO.
Необходимо заметить, что США не интересует экономический и энергетический базис проекта. Достаточно, что ГУАМ позволяет вычленить из контролируемого Россией постсоветского пространства значительную его часть и сформировать новую общность государств, больше связанных между собой и с Вашингтоном, чем с Москвой. Аналогичным образом была изменена геополитическая роль Прибалтики, страны которой еще до вступления в ЕС НАТО и перестали быть частью постсоветского пространства. Идеи включить в состав ГУАМ Румынию и Болгарию связаны с тем, что американцы не хотят, чтобы это было просто отдельное объединение бывших республик СССР. Они настроены на формирование некой черноморско-каспийской идентичности. Курировать на месте этот стратегический проект будет новый посол США в Украине Уильям М. Тейлор, который считается в Госдепе лучшим специалистом по ГУАМ (он участвовал во всех мероприятиях объединения в конце 90-х – начале 2000-х годов). Ориентирован этот проект во многом и на российскую элиту и общественность. В Вашингтоне очень хотели бы, чтобы в России воспринимали Украину, Грузию, Азербайджан и Молдавию как недружественные, а, значит, в перспективе и чужеродные страны. Тогда с влиянием США на эти государства легче будет смириться. Поэтому Киеву в друзья назначают конкурирующую с Украиной за статус региональной державы Румынию и абсолютно бесперспективные в качестве экономических партнеров Грузию и Молдавию. Это происходят одновременно с непростым, но стабильным сближением России и Евросоюза в вопросах экономического и энергетического сотрудничества.
Сотрудничество ГУАМ-США приобрело практическую направленность после Ялтинского Саммита ГУАМ 2002 г.
6 декабря 2002 г. в г. Порто (Португалия) было принято Совместное заявление ГУАМ-США и утверждена Рамочная программа США по содействию торговле и транспортировке, обеспечению таможенного и пограничного контроля, борьбе с организованной преступностью и распространением наркотиков, которая является одним из важнейших элементов практической деятельности Объединения.
28 июня 2004 г. в Стамбуле на Шестом заседании Совета Министров иностранных дел (СМИД) государств-участников ГУАМ была одобрена Региональная стратегия и План действий по реализации Проекта по содействию торговле и транспортировке (ПСТТ), а также пакет документов относительно деятельности Виртуального Центра и Межгосударственной информационно-аналитической системы (ВЦ/МИАС).
В контексте имплементации Совместного заявления ГУАМ-США в 2005 г. был проведен ряд мероприятий, направленных на усиление сотрудничества в вопросах борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью, функционирования пограничного и таможенного контроля, в т.ч. по реализации проектов ПСТТ и ВЦ/МИАС.
С участием правоохранительных органов стран ГУАМ, Регионального центра SECI (South East European Cooperative Initiative) и при поддержке американской стороны в июне-августе 2005 г., была успешно проведена операция "Гармония" по борьбе с контрабандой наркотиков.
Операция «Гармония» - это операция по борьбе с организованной преступностью: Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Македония, Греция, Венгрия, Молдова, Румыния, Сербия и Черногория, Словения, Турция. По результатам успешного проведения операций Заслон I, II и III, Специальная группа SECI по борьбе с наркотиками координировала проведение последующих операций по задержанию в 2005 г.
Страны ГУАМ принимали участие в предыдущих операциях типа "ЗАСЛОН" в основном в качестве точки обмена информацией, в роли которых выступали Министерства внутренних дел (Азербайджан и Грузия) или Служба безопасности (Украина). В 2005 г. году впервые в проведении операции принимали участие таможенные и пограничные службы этих стран. Операция "ГАРМОНИЯ" была направлена на грузовые автомобили TIR, а также на морские грузовые контейнеры, перевозимые странами юго-восточной Европы и Кавказа, имеющими морские порты. Операция Гармония началась 23 июня 2005 г.
Основной задачей операции Гармония было нарушить работу как можно большего количества каналов контрабанды наркотиков путем изъятия значительного количества нелегальных поставок. Во время проведения операции были посещены некоторые пункты пересечения границы с целью проверки общего участия соответствующих правоохранительных органов и ознакомления со спецификой пересечения границы в этих пунктах.
В результате операции было задержано четыре партии наркотиков. Всего задержано: 1кг 956 г героина, 211,7 г опиума и 4, 23 г марихуаны. Арестовано 8 лиц. Возбуждено шесть криминальных дел.
Страны ГУАМ и США придают большое значение развитию межпарламентской составляющей сотрудничества, которое оказывало бы содействие законодательной поддержке реализации совместных инициатив и проектов.
Таким образом, очевидно, что страны ГУАМ имеют партнерские отношения с США и активно развивают двусторонние отношения, страны ГУАМ принимают активное участие в военных учениях США. Само создание ГУАМ связано с активизацией политики США на постсоветском пространстве. Любые направления сотрудничества развиваются под впечатлением от активизации Соединенных Штатов, от публичного вступления в конфронтацию и в конкуренцию с Россией за постсоветское
Заключение:
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи и автор пришел к следующим выводам:
1. Изучив теоретические аспекты интеграционных процессов в СНГ и, проследив основные этапы интеграционных процессов, автор пришел к выводу, что на процесс интеграции огромное влияние оказал уровень экономики, социально-экономическое положение и геополитическая ориентация интегрируемых стран. Необходимо отметить, что Россия являлась основным звеном всех процессов. Практически нет такого объединения, где бы она не принимала участие.
2. Так, основными структурами в результате интеграции стали Союз Беларуси и России - "двойка", Центральноазиатское Экономическое Сообщество Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана – "четверка"; Таможенный союз Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана – "пятерка", альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы – "ГУАМ". Кроме того, в 2000-х гг. образовался еще ряд структур, таких как ОДКБ, СДВ, ШОС с участием КНР и Центральноазиатское сотрудничество. Однако есть и некоторые особенности интеграционных процессов, такие как слабость и неравномерность экономик этих стран, неравномерность развития, разноплановость политических взглядов правящей элиты. На сегодняшний день интеграционные процессы на постсоветском пространстве находятся в стадии становления, тем не менее, характер развития взаимоотношений внутри Содружества Независимых Государств, несомненно, будет определять геополитическую и социально-экономическую среду не только Евразии, но и всего мира. Разные степень развития и темпы рыночных преобразований в странах бывшего Советского Союза предопределили выбор наиболее приемлемой для всех стран участников интеграционной модели, а именно - модели многоуровневой, поэтапной (ступенчатой), разноскоростной интеграции, когда интеграционный процесс продолжается, даже если часть членов не в состоянии полностью в него включиться.
3. Объектом исследования является ГУАМ, организация, созданная в 1997 году прошла долгий путь развития от основания до подписания Устава организации. Исследуя проблему становления организации и ее развитие, автор пришел к выводу, что за время существования организации прошло несколько саммитов, в результате которых было решено, что ГУАМ должно придавать важное значение налаживанию сотрудничества с ЕС, прежде всего в экономической сфере и в сфере борьбы с трансграничной преступностью. Основными целями создания стали антироссийские мотивы его участников. Предназначение ГУАМ как «инструмента энергонезависимости» от России находит отражение и в его программных документах.
В соответствии с Ялтинской Хартией главными органами организации являются: ежегодные встречи глав государств-членов ГУАМ (верховный орган); Совет министров иностранных дел (исполнительный орган); и Комитет национальных координаторов (рабочий орган). Кроме того, необходимо отметить, что основными направлениями деятельности являются 1. Сотрудничество в сфере энергетики. 2. Развитие транспортного коридора Европа-Азия (Приоритетными направлениями деятельности ГУАМ являются строительство нефтепровода «Одесса-Броды-Плоцк-Гданск» и железной дороги Баку-Тбилиси-Поти — паромная переправа Керчь, контейнерного поезда Поти-Баку–Актау-Алматы 3. Урегулирование конфликтов на пространстве ГУАМ.
4. Важным является и тот факт, что основным партнером ГУАМ является США. Именно США инициировали процесс создания ГУАМ и важной целью должно было стать постепенное ослабление политических и экономических позиций России в странах ГУУАМ. Усилением влияния США должна была стать реализация проекта строительства нефтепровода по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан (порт на западе Турции) и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум (город на востоке Турции). Строительство трубопроводов, исходная точка которых – нефтяные и газовые месторождения Азербайджана, сулило значительные прибыли стране, добывающей сырье (Азербайджану), государству, по территории которого осуществлялся транзит сырья (Грузии), а также существенные дивиденды американским компаниям – финансистам и подрядчикам строительства. В немалой степени в создании трубопроводов были заинтересованы американские компании и компании стран-союзников США (в первую очередь «British Petroleum», Великобритания), инвестировавшие значительные средства в разработку месторождений в Каспийском регионе.
Расширение экспортных мощностей трубопроводов позволяло США в перспективе обеспечить транзит нефти Казахстана (на территории которого находятся самые крупные в регионе месторождения нефти) в обход территории России. Экспорт под политическим и экономическим патронажем США нефти Азербайджана и Казахстана значительно увеличивал возможности влияния Вашингтона и на восточноевропейском пространстве: произошло ослабление энергетической зависимости Украины и Молдавии от России; Украина получала прибыль от транспортировки каспийской нефти, поступающей в одесский терминал, в страны Европейского Союза.