Введение
Актуальность темы работы. Семья для ребенка - первая школа жизни. Впечатления детства сохраняются на всю жизнь. В школе, называемой «семья», закладываются основы важнейших черт и качеств личности. Ранние педагогические воздействия родителей сказываются на все последующее развитие человека. Не теряет своего значения воспитание в родительском доме и в годы учения детей в школе. Семья в современном обществе исходит из того, что воспитание юной смены есть естественная потребность и гражданский долг отца и матери. Здоровый, гармоничный образ жизни семьи, гуманное отношение родителей к детям, благоприятный внутрисемейный психологический климат играют ведущую роль в семейном воспитании.
Глава 2 . Некоторые пути и способы исследований детско-родительских отношений на базе 3 классов ГОУ СОМ № 1176 г. Москвы
2.1. Диагностика учащихся и ее результаты
Для достижения поставленной в курсовой работе цели мы провели исследование на базе детско-родительских отношений на базе 3 классов ГОУ СОМ № 1176 г. Москвы. Всего в исследовании принимали участие 17 учеников и 17 родителей (мамы). Первым этапом исследования являлась диагностика учащихся. Для этого нами использовался проективный тест «Моя семья».
Использование рисунка семьи в качестве диагностического метода было обусловлено рядом обстоятельств.
Еще на заре становления современной психологической науки непроизвольные рисунки использовались для изучения психологии поведения. Зачастую «откровения» изобразительного продукта не осознаются или сознательно скрываются автором на вербальном уровне, но невольно ста¬новятся графическими свидетельствами для подготовленного специалиста, которым является психолог.
Иными словами, изобразительный продукт — отражение индивиду¬ально-психологических свойств автора, его мироощущения, характера, самооценки.
Список литературы
1. Баркан А.И. Диагностика семьи / Диагностика семьи. Методики и тесты. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. - Самара: Издатель¬ский Дом БАХРАХ-М, 2004.
2. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социологи¬ческий анализ) // Социально-политический журнал. — 1995. — № 6. — С. 74-87.
3. Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания (1917-1991). - М.: Пятигорск: ПГЛУ, 2002.
4. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
5. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. Стили родительского поведения // 3авуч. - 1998. - № 2.
6. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
7. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006.
8. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
10. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2001.
11. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: Издательства: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000.
12. Ширн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений / Проективная психология/ Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
13. Шнайдер Л.Б. Основы семейной психологии. — М.: Изда¬тельство Московского психолого-социального института; Во¬ронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990.