Введение:
Европейский Союз является в настоящее время одним из крупнейших политических объединений развитых и наиболее интегрированных между собой государств мира. Партнерство и сотрудничество Российской Федерации с ЕС и его государствами-членами является залогом интеграции нашей страны в мировую экономику, роста благосостояния и расширения возможностей для российского бизнес-сообщества.
В последние годы в России все больший интерес возникает к особенностям правовых интеграционных процессов в Европе.
Созданные на основании учредительных договоров Сообщества в процессе своего функционирования создали особую правовую среду, необходимую для достижения общих задач европейской интеграции. Государства-члены ограничили часть своих полномочий, которые они передали институтам и органам Сообществ. С 1965 года у всех Сообществ - общая система институтов, что позволило успешно реализовывать многие цели евроинтеграции. Таким образом, в процессе функционирования сложилась особая правовая система ЕС, особое место в которой занимает практика судебных инстанций, которые после ратификации Лиссабонского договора 2007 года стали именоваться Судом Европейского Союза и Общим судом.
Степень научной разработанности темы исследования. Европейское экологическое право исследуется в российской науке такими авторами, как Кашкин С. Ю., Калиниченко П. А., Четвериков А. О. и другими
Однако в связи с активным развитием правовой базы ЕС информация в большинстве работ является устаревшей и не отражает действительного состояния механизмов правового регулирования охраны окружающей среды в ЕС, а также существующих проблем и возможных способов их решения.
Цель и задачи исследования. Целью является анализ законодательства для выявления тенденций развития экологического права ЕС.
Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи:
- проанализировать и обобщить теоретические представления о деятельности ЕС в сфере экологического права;
- выявить основные современные направления развития экологического права;
- определить современные правовые механизмы сотрудничества ЕС в области экологического права на международном уровне и на уровне государств-членов.
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия институтов и государств-членов ЕС, а также их отношения с третьими странами по вопросам охраны окружающей среды.
Предметом исследования является система норм экологического права ЕС.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы познания, в том числе диалектический метод, а также специальные методы: конкретно-исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой.
При написании работы использовались и специальные юридические приемы познания: историко-правовой анализ; системно-догматическое, целевое, буквальное толкование законодательства.
Глава 2:
1. Использование действующего законодательства ЕС, а именно Директивы 2000/60/EC (Водная Рамочная Директива), 2008/105/EC , 92/43/EEC, 2009/147/EC, Регламент Совета Европы 199/2008, а также отчеты рабочих групп, созданных Объединенным Исследовательским Центром и Международным Советом по исследованию морей, и другие законодательные акты, касающиеся вышеозначенных вопросов.
2. Хорошее состояние окружающей морской среды подразумевает, что все действия человека направлены на защиту и сохранение природного многообразия и богатства на территории данного морского региона.
3. Временная и пространственная степень воздействия на окружающую среду изменяется в зависимости от типа воздействия и чувствительности среды к данному виду воздействия. Это значит, что для достижения необходимых результатов должны использоваться разные подходы, в зависимости от происходящих процессов, а следовательно проведение оценки отдельных критериев может производиться на небольшом участке и иметь разные показатели по сравнению с другими участками данного региона.
4. Проведение комплексной оценки распространения и интенсивности воздействия на экосистему.
5. Возможность применять отдельные показатели может быть разной в зависимости от ситуации и конкретной экосистемы, то есть, к некоторым экосистемам могут быть неприменимы критерии, применяемые к другим экосистемам.
6. Для определения состояния окружающей морской среды государства-члены-ЕС должны сопоставить все критерии, определяемые во второй части Приложения.
7. Оценивая состояние окружающей морской среды необходимо учитывать условия изменения климата и другие факторы, которые могут повлиять на правильную оценку.
Во второй части Приложения приведены критерии, которые должны быть соблюдены для того, чтобы состояние окружающей морской среды подпадало под понятие «хорошее», о котором было сказано выше:
1. Биологическое разнообразие поддерживается. Наличие и качество обитателей, распространение и изобилие видов соответствует физиографическим, географическим и климатическим условиям.
2. Виды, не свойственные данному региону, занесенные в него человеком находятся на таком уровне, который не может изменить экосистему региона.
3. Популяции добываемых в коммерческих целях видов рыб и ракообразных находятся на уровне, выше допустимых биологических лимитов.
4. Все элементы морских пищевых цепей присутствуют в достатке и разнообразии в том виде и качестве, в котором они известны. Представленные пищевые цепи могут гарантировать долгосрочное изобилие видов и сохранение их репродуктивных способностей.
5. Загрязнение водорослями, вызванное человеком, особенно его неблагоприятные последствия, такие как потери биологического разнообразия, деградация экосистемы, дефицит кислорода, цветение воды, которое может нанести вред экосистеме, сведены к минимуму.
6. Сохранность морского дна находится на таком уровне, на котором можно гарантировать, что структура и функции экосистемы находятся под защитой, а придонные экосистемы не подвергаются вредному воздействию.
7. Постоянное изменение гидрографических условий не наносит вредного воздействия морским экосистемам.
8. Концентрация вредных веществ находится на уровне, не вызывающим риск загрязнения водной среды.
9. Вредные вещества, содержащиеся в рыбе и морепродуктах, предназначенных для питания человека, не превышают уровня, установленного нормами ЕС или другими применимыми стандартами качества.
10. Свойства и количество морского мусора не наносят вреда прибрежной и морской окружающей среде.
11. Внешнее внедрение энергии (тепловой, электромагнитной, световой), включая подводный шум, не оказывают негативного влияния на морскую окружающую среду.
В отношении защиты экологических прав в ЕС прежде необходимо подчеркнуть, что в ряде государств (Албании, Норвегии, Польше, России, Чехии) такое право предусматривается в конституциях лишь в качестве общего принципа, а подробнее – во внутреннем законодательстве и в межгосударственных соглашениях.
Выделяемый отдельным институтом в экологическом праве ЕС институт защиты экологических прав граждан тесно связан с гарантией социальных прав личности (ст. 37 Хартии ЕС об основных правах 2000г.).
Говоря о защите экологических прав, необходимо понимать, что они являются конституционной основой экологического права .
Однако, по словам П.А. Калиниченко, «как это не печально, но основные экологические права личности не включаются сегодня в «европейский стандарт» прав человека. Ни учредительные договоры Союза, ни Хартия об основных правах – составная часть проектируемой Конституции для Европы, ни текущее законодательство Европейского Союза не содержат экологических прав личности, как таковых» .
В систему данных прав входят: фундаментальное экологическое право; иные экологические права граждан (права - гарантии); смежные права . В частности, выделяются такие права, как право на благоприятную окружающую среду, право на информацию об окружающей среде, право на возмещение вреда, причинённого экологическим правонарушением, право на участие в принятии экологически значимых решений, право на доступ к правосудию по делам экологического характера, несомненно, относятся к основным социальным правам, а их осуществление является ключевым условием достижения устойчивого развития .
Заключение:
Подводя итоги работы, целью которой был анализ законодательства для выявления тенденций развития экологического права ЕС, сделаем ряд существенных выводов.
1. В различные последовательные периоды (1957–1972 гг.; 1972–1986 гг.; 1986–1992 гг.; 1992-2009 гг.) произошло полное становление и дальнейшее развитие экологического права ЕС, ознаменовавшееся не только появлением основных нормативных актов и регулирующих документов, но и судебными прецедентами, а также разграничением полномочий органов управления и государств-членов ЕС.
2. Лиссабонский договор ввел определение принципа передачи компетенции, расширил сферу применения принципа субсидиарности и закрепил механизм его контроля со стороны национальных парламентов. При этом в Лиссабонском договоре особое значение имеет борьба с глобальным изменением климата. ЕС должен «предпринимать меры на международном уровне по борьбе с региональными и глобальными проблемами окружающей среды, в первую очередь — с изменением климата» (Ст. 174 Римского договора). Политика Союза в энергетическом плане должна проводиться «в соответствии с необходимостью сохранить и улучшить окружающую среду» (Ст. 176А Римского договора).
3. В рамках экологического права Европейский парламент совместно с Советом министров ЕС принимает нормативные документы, а также контролирует бюджет. Европейская комиссия является исполнительным органом Европейского союза, она выдвигает инициативы по принятию тех или иных законодательных актов и постановлений, выступает гарантом договоров, а также управляет и применяет совместную политику, а также несет ответственность за выполнение решений Европейского парламента и Совета министров ЕС. Суд ЕС является источником судебных прецедентов в экологическом праве и на практике разграничивает компетенцию органов управления ЕС. Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС) собирает и анализирует информацию о состоянии окружающей среды на континенте.
В европейской экологической правовой модели ЕС и государства члены обладают совместной компетенцией. При этом когда компетенция по тому или иному вопросу в рамках охраны окружающей среды принадлежит ЕС, государства-члены имеют право устанавливать более высокие экологические стандарты, чем принятые на наднациональном уровне.
4.Среди основных в развития экологического права ЕС следующие направления: 1) организационное, 2) экономическое, 3) защита экологических прав. В целом, мы можем говорить о неровном развитии экологического права ЕС, где организационное и экономическое направление на данный момент находятся в приоритете по сравнению с вопросом о защите экологических прав граждан.
5. Говоря о сотрудничестве ЕС в области экологического права необходимо выделить 2 основных аспекта: 1) международный и 2) на уровне государств-членов. На международном уровне ЕС является активным участником как основных документов (Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол), так и организатором мероприятий.
С государствами-членами ЕС сотрудничает на основе мониторинга и анализа ЕАОС информацию о правовых изменениях в них, а также организует мероприятия по защите окружающей среды и контролирует выполнение директив и решений. Все это в полной мере относится и к сотрудничеству с Россией, где необходимым видится присоединение ее к Орхусской Конвенции о доступе к информации, участии в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.