Введение:
В рыночной экономике предприятия выступают, как самостоятельные и равноправные субъекты экономической деятельности и зависят, только от результатов своей экономической деятельности.
То, как предприятие будет действовать на рынке и каковы будут результаты его деятельности, зависит не только от технических условий производства, но и от того, кто принимает решение, какую ответственность несет и какие цели преследует.
Рыночная экономика требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использование средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основным факторами, определяющими финансовое состояния предприятия, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. В анализ финансового состояния предприятия входит анализ бухгалтерского баланса, пассива и актива, их взаимосвязь и структура; анализ использования капитала и оценка финансовой устойчивости; анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия и т.д.
В этой связи, особенно актуальной становится проблема поиска путей финансового оздоровления предприятия в условиях Российской экономики.
Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня тот необходимый экономический эффект и вывести российские предприятия из того кризисного состояния, в котором они находятся.
Цель – рассмотреть пути финансового оздоровления предприятия.
В соответствии с указанной выше целью, в работе необходимо решить ряд задач.
1. Провести анализ теоретического материала, освещающий вопросы поиска путей финансового оздоровления предприятия.
2. Провести классификацию путей оздоровления предприятия
3. Провести практический анализ финансового оздоровления предприятия ООО «Автозапчасть».
Объект исследования – финансово-экономическое состояние предприятия.
Предметом исследования является финансовое оздоровление предприятия, на примере ООО «Автозапчасть».
В исследовании использовались следующие методы:
- анализ научной литературы по проблеме исследования;
- методы математического анализа.
Глава 3:
Рис. 3.1 . Эффективность системы управления материальными ресурсами ООО «АВТОЗАПЧАСТЬ» до и после мероприятий
Итак, помимо прочих положительных эффектов от внедрения системы, прямая прогнозируемая экономия материальных издержек в результате проведенных мероприятий составит: 86,4-70=16,4%. Данный эффект будет достигнут как за счёт поиска оптимальной стоимости товаров, так и за счёт экономии транспортных расходов, снижения потерь от простоев, от брака и т.п.
Расчёт эффективности внедрения платёжного календаря,
Эффективность работы предприятия, его финансовое благополучие и доходность во многом зависят от грамотного управления денежными средствами. Предприятие будет испытывать финансовые затруднения, если на балансе нет минимального запаса денежных средств. Впрочем, их избыток может указывать отнюдь не на финансовое здоровье фирмы.
В основе оценки эффективности результативного внедрения платёжного календаря в деятельность предприятия лежит оценка уровня экономии расходов предприятия на краткосрочные кредиты банков и на оплату коммерческого кредита предоставляемого ООО «Автозапчасть» контрагентами.
Таким образом, эффективность платёжного календаря:
Э = СРК* БКК,
Где
СРК - % снижения расходов на краткосрочные банковские и коммерческие кредиты
БКК - банковские и коммерческие кредиты.
Практика показывает, что внедрение платёжного календаря в различных организациях сферы услуг позволяло повысить эффективность планирования денежных потоков, что приводило к сокращению расходов на выплату процентов по краткосрочным кредитам на 30-80%.
Предположим, что наиболее вероятная величина сокращения расходов на выплату процентов по краткосрочным кредитам для ООО «Автозапчасть» составит 45%.
Таким образом, при условии, что в 2009 году компания израсходовала 896743 руб. на выплату процентов по краткосрочным кредитам эффективность календаря равна:
Э = 896743*0,45 = 403534 руб. – на эту сумму увеличится Сальдо прочих доходов и расходов
Расчёт эффективности управления дебиторской задолженностью
В основе оценки эффективности мероприятий по управлению дебиторской задолженностью лежит оценка сокращения финансовых потерь, связанная с нарушением сроков платежей и возникновением безнадёжных долгов.
Таким образом, эффективность равна:
Э= СБД * БД + СРК* БКК – НШ., где
СБД = % сокращения безнадёжной дебиторской задолженности.
БД – безнадёжные долги
СРК - % снижения расходов на краткосрочные банковские и коммерческие кредиты (возникшие в связи с нарушением сроков возврата дебиторской задолженности)
БКК - банковские и коммерческие кредиты.
НШ – неустойки и штрафы за просрочку возврата дебиторской задолженностью.
Численно процент сокращения безнадёжной дебиторской задолженности и процент снижения расходов на краткосрочные банковские и коммерческие кредиты разработанного проекта управления дебиторской задолженностью решено определить экспертным путём.
Экспертам было предложено определить процент эффективности в результате реализации мероприятия.
В качестве экспертов выступили:
Директор ООО «Автозапчасть»
Финансист ООО «Автозапчасть»
Коммерческий директор ООО «Автозапчасть»
Экономист ООО «Автозапчасть»
Заключение:
Несостоятельность – это финансовое состояние предприятия, зафиксированное в определенный момент времени, но которое может завершиться банкротством при ухудшении финансовой ситуации. Банкротство – такое состояние предприятия, при котором его деятельность невозможна и нецелесообразна, и в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов предприятия осуществляется ликвидация последнего и продажа его имущества.
Кризисные ситуации могут возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия, и это является особенностью существования хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Можно выделить различные типы кризисов: кризис стратегии, кризис результатов деятельности, кризис ликвидности. Определение типа кризиса способствует выбору первоочередных задач, направлений и методов преобразований. Несвоевременное выявление кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их преодолению. Основные функции антикризисного управления: управление направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, минимизация потерь от кризиса, осуществление комплекса мер предупреждения кризисных явлений. Предприятия должны обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, постоянно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения. Ключевая задача финансового оздоровления предприятий – освоение новых рынков сбыта, в обеспечение которой реализуются меры по проведению маркетинга. Освоение новых рынков сбыта как за счет продвижения на новые территориальные рынки традиционной продукции, так и путем освоения новой продукции для выхода на новые продуктовые рынки, решение задач повышения качества выпускаемой продукции и снижения ресурсоемкости на основе технологического перевооружения, смена поставщиков.
В работе рассмотрена организация работы в условиях кризиса ООО «Автозапчасть».
В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:
• в структуре имущества ООО «Автозапчасть» основную долю занимают оборотные активы – 90,7%;
• валюта баланса увеличилась вдвое в 2008 году, в 2009 году прирост активов составил 14,3%: активность организации значительно увеличилась за последние 3 года;
• в структуре пассивов ООО «Автозапчасть», основная доля приходится на заёмный капитал;
• важнейшим пассивом в структуре источников средств ООО «Автозапчасть» является краткосрочный заёмный капитал, на который приходится 61,7% всех средств, и который представлен в основном кредиторской задолженностью – 49,5 %. Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками – основная статья краткосрочных обязательств – составила 39% в структуре пассивов на конец 2009 года.
По результатам оценки ликвидности и финансовой устойчивости ООО «Автозапчасть» сделаны выводы:
• коэффициенты абсолютной и быстрой ликвидности в большинстве случаев не соответствуют нормативным значениям, из чего следует, что денежных средств и дебиторской задолженности не достаточно для покрытия соответствующих долей краткосрочных обязательств. ООО «Автозапчасть» обладает положительным чистым оборотным капиталом, что свидетельствует о наличии запаса прочности в финансовом отношении;