Контрольная работа по теме: Рабочие тетради

Название работы: Рабочие тетради

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

История

Страниц:

120 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

РАЗДЕЛ 1. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет, задачи и классификация вспомогательных исторических дисциплин.

Контрольные вопросы по теме 1.

1. Когда возникают вспомогательные исторические дисциплины?

2. Какие вспомогательные исторические дисциплины вы знаете?

3. Какие схемы классификации вспомогательных исторических дисциплин существуют в современной исторической науке?

Тема 2. Вспомогательные исторические дисциплины, их назначение в изучении исторических источников. Современные тенденции в развитии вспомогательных исторических дисциплин.

Контрольные вопросы по теме 2.

1. Предмет и задачи вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, хронологии, метрологии, сфрагистики, геральдики.

2. Предмет и задачи вспомогательных исторических дисциплин: дипломатики, кодикологии, нумизматики, эмблематики, фалеристики, вексиллологии, топонимики, ономастики.

3. Какие вспомогательные исторические дисциплины (кроме вышеперечисленных) вы можете назвать?

4. В чем особенность развития вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе?

РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ ПАЛЕОГРАФИЯ

Тема 3. Палеография как метод познания культуры. Письмо как феномен культуры.

Контрольные вопросы по теме 3.

1. Место палеографии в современной исторической науке.

2. Письмо и писание в междисциплинарных методологиях.

3. Соотношение речи и письма и их отношение к основным системам письма.

Тема 4. История возникновения славянского письма.

Контрольные вопросы по теме 4.

1. Древнейшие источники о происхождении славянской письменности.

2. Деятельность Кирилла и Мефодия.

3. Славянские азбуки кириллица и глаголица и вопрос об их взаимоотношении.

Тема 5. Графика письменности. Типы письма. Вязь.

Контрольные вопросы по теме 5.

1. Графика письма как палеографический признак.

2. Основные черты графики устава, полуустава, скорописи и вязи.

Тема 6. Украшения письменных источников. Орнамент и миниатюра.

Контрольные вопросы по теме 6.

1. Особенности украшения рукописей XI – XIV вв.

2. Особенности украшения рукописей XV – XVII вв.

3. Особенности украшения письменных источников XVIII в.

Тема 7. Материалы и орудия письма. Филиграни на бумаге иностранного и русского производства.

Контрольные вопросы по теме 7.

1. Проблемы изучения и реконструкции берестяных грамот.

2. Особенности пергаменных исторических источников (формат, фальцовка, понятие "палимпсест").

3. Бумага как палеографический признак.

Тема 8. Тайнопись.

Контрольные вопросы по теме 8.

1. Тайнопись (криптография) как раздел палеографии, ее цель и задачи.

РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ

Тема 9. Единицы счета времени и проблема создания точного календаря. Типы календарей. Виды эр.

Контрольные вопросы по теме 9.

1. Какие единицы измерения времени вы знаете? Почему единицы измерения времени – величины несоизмеримые?

2. В чем особенности лунного, лунно-солнечного и солнечного типов календарей? Какие календари использовались в Древнем Вавилоне, Древнем Китае, Древней Греции, Древнем Египте, народом Майя?

3. Как была разработана и как вводилась эра от Рождества Христова? Как переводятся события, имевшие место до начала и после начала эры от Рождества Христова?

Тема 10. Юлианский и григорианский календари.

Контрольные вопросы по теме 10.

1. Основные принципы Юлианского календаря и история его функционирования в культуре.

2. Причины календарной реформы Римским папой Григорием XIII. Основные принципы Григорианского календаря.

3. В чем особенности перевода с Юлианского календаря на Григорианский дат XVII, XVIII, XIX и ХХ веков?

Тема 11. Счет времени в Древней Руси до XVIII в.

Контрольные вопросы по теме 11.

1. Особенности счета времени у восточных славян до принятия христианства.

2. Особенности принятия византийской системы времясчисления в Древней Руси.

Тема 12. Системы счета времени в XVIII - XIX вв. Реформа календаря Петром I. Реформа 1918 г. и реформы 20-80-х гг.

Контрольные вопросы по теме 12.

1. Сущность календарной реформы Петра I.

2. Календарная реформа 1918 г. и проблема перевода дат источников, написанных по "старому" стилю на "новый".

РАЗДЕЛ 4. РУССКАЯ МЕТРОЛОГИЯ

Тема 13. Меры и денежный счет средневековой Руси до начала XVI в.

Контрольные вопросы по теме 13.

1. Особенности древнерусской системы денежного счета.

2. Трудности определения реальной сущности ряда мер XII – XV вв.

Тема 14. Меры и денежный счет XVI – XVII вв. Денежные реформы.

Контрольные вопросы по теме 14.

1. Особенности складывания единой системы мер в XVI – XVII вв.

2. Денежная реформа 1654 - 1663 гг.

Тема 15. Организация налогообложения XVI – XVII вв. Сошное письмо.

Контрольные вопросы по теме 15.

1. Значение Сошного письма.

2. Принципы "одабривания" земель.

Тема 16. Система мер и денежный счет в XVIII – начале XX вв. Введение метрической системы.

Контрольные вопросы по теме 16.

1. Возникновение метрической системы мер и введение ее в России.

Закон о Метрической системе

2. Особенности денежных реформ ХХ в.

РАЗДЕЛ 5. РУССКАЯ ГЕРАЛЬДИКА И СФРАГИСТИКА

Тема 17. Эмблема и символ. Происхождение печатей и гербов.

Контрольные вопросы по теме 17.

1. Печати как исторический источник.

2. Основные правила теоретической геральдики.

Тема 18. Княжеские печати и печати должностных лиц Древней Руси.

Контрольные вопросы по теме 18.

1. Характеристика княжеских печатей Древней Руси.

Тема 19. Российская государственная печать 1497 г. История государственного герба России.

Контрольные вопросы по теме 19.

1. Эволюция государственной символики в XVI – XVIII в

2. Особенности советской государственной символики.

Тема 20. Территориальные и частные печати и гербы XVI - начала ХХ вв.

Контрольные вопросы по теме 20.

1. Символы и гербы русских городов.

2. Дворянские гербы в Российской империи.

Выдержка:

Тема 7. Материалы и орудия письма. Филиграни на бумаге иностранного и русского производства.

Материал для письма является важным палеографическим признаком. Студент должен обратить внимание на время распространения и господства таких материалов письма как береста, пергамен и бумага. Следует обратить внимание на эволюцию рецептуры и способов приготовления чернил и красок. Важным в палеографии является изучение орудий письма (перо, карандаш, кисть, авторучка, пишущая машинка, шариковая ручка, фломастер, компьютер) для решения вопросов датировки, авторства источников. Материалы и орудия письма оказывают влияние на графику и стиль письменных источников, современная палеография изучает влияние культуры и техники письма на содержание и бытование текстов в культуре.

Изучая эту тему, следует обратить внимание на эволюцию переплета, способов фальцовки, формата рукописей и печатных изданий.

При изучении бумаги как палеографического признака следует освоить эволюцию технологии производства тряпичной бумаги, появления филиграней на ней. Студент должен освоить способы датировки источников по филиграням, знать основные альбомы филиграней и способы подачи материала в них. особое внимание следует обратить на альбомы филиграней Ш.-М. Брикке и Н.П. Лихачева и на способы датировки источников, предложенные этими учеными. Студент должен освоить основные виды филиграней, характерные для итальянской, французской, немецкой, голландской бумаги, использовавшейся при написании русских письменных источников. Особое внимание следует обратить на развитие производства бумаги в России и на русские водяные знаки. Следует знать альбомы филиграней на бумаге русского производства. Следует обратить внимание на гербовую бумагу и штемпели как палеографические признаки.

РАЗДЕЛ 4. РУССКАЯ МЕТРОЛОГИЯ

В курсе метрологии следует обратить внимание на значимость метрологических исследований в общегуманитарном контексте, проследить эволюцию систем мер и весов в сторону наибольшей точности. При усвоении курса следует усвоить необходимость исторического подхода к изучению мер, взаимосвязь мер друг с другом. При изучении метрологии необходимо усвоить основную систему построения русских мер и проследить по временным периодам изменения в системе этих мер. Следует обратить особое внимание на мероприятия XVIII-XIX веков, которые привели к окончательному оформлению системы русских мер.

Тема 13. Меры и денежный счет средневековой Руси до начала XVI в.

Изучая данную тему, следует обратить внимание на развитие земледелия и торговли в Древнерусском государстве и появление единиц измерения земельных площадей и товаров. Следует освоить системы измерений мер длины, мер поверхности, мер вместимости сыпучих и жидких тел, мер веса. Следует обратить внимание на трудность определения реальной сущности единиц измерения.

Особое внимание следует обратить на систему денежного счета и дискуссию "меховистов" и "металлистов" о характере денег в Древней Руси, а так же на значение денежной терминологии: "скот", "серебро", "гривна кун". При изучении систем денежного счета периода раздробленности следует особое внимание обратить на соотношение московской и новгородской систем денежного счета.

При изучении систем мер и денежного счета в русских княжествах и землях в XII - XV вв. следует обратить внимание на появление местных мер. Важно обратить внимание на меры поверхности, меры сыпучих тел, меры жидкостей в Москве, Новгороде, Двинском крае. Необходимо освоить соотношение мер длины; мер поверхности; мер вместимости сыпучих и жидких тел. Следует обратить внимание на меры для измерения соли и развитие и усовершенствование систем измерения веса в связи с хозяйственным развитием.

Похожие работы на данную тему