Введение:
Административное право, сохраняя свою "самобытность", выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни, что предопределяется многообразием практического проявления действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.
Ни одна правовая отрасль не существует в "чистом" виде. В силу этого вопрос о взаимоотношении правовых отраслей имеет существенное значение вообще, а применительно к административному праву - в особенности.
Наиболее самостоятельны такие правовые отрасли, как гражданское, уголовное, административное, конституционное право. В других случаях всегда легко обнаружить взаимодействие норм различных отраслей права и законодательства. Например, в земельном или финансовом праве отчетливо проявляется тесное взаимодействие гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых норм.
Следствием данной особенности действующей правовой системы является "проникновение" административного права в сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного явления - фактическое наличие управленческих по своей природе отношений в сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже в гражданском законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число административно-правовых по своей сути норм.
Глава 3:
На мой взгляд, административное право занимает ведущее место в системе российского публичного права не только потому, что регулирует самый широкий круг публично-правовых отношений, но и оказывает самое непосредственное влияние на взаимоотношение государственной власти и общества, власти и отдельного индивида. Потому что предусматривает в себе конкретные механизмы этого взаимодействия. Государство формально в основном всегда преследует цели достижения общественного благополучия, и подчас часто система норм права может быть правильно выстроена и направлена на интересы общества и индивида. Но именно административное право как право государственного управления помогает воплотить эти вопросы в реальную жизнь. Именно от административного права в конечном итоге и зависит жизнь государства, общества, отношения между ними.
Если же говорить об идеальном государственном устройстве, то оно находится в том правовом государстве, где публичные интересы и публично – правовые нормы будут максимально совпадать с частными. Когда каждый гражданин выполняя закон, соблюдая административное предписание будет одновременно реализовывать свои права и интересы, а государство, реально реализуя и защищая интересы личности, будет в полном объеме соблюдать категории публичного интереса. На это, собственно, и направлено развитие права. Однако пока мы не достигли уровня этого идеального государства, мы должны разграничивать понятия публичного и частного права, выделяя при этом административное право, чтобы определить те возможности и те способы вмешательства государства в общественную жизнь, которые, с одной стороны в минимальной степени будут ограничивать частные интересы, а с другой – обеспечивать общие публичные. Если не проводить это разграничение постоянно, каждый раз обновляя и модифицируя его, то мы свернем с дороги стремления России к правовому государству, демократическому обществу.
Заключение:
Административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни. Исторические истоки этой правовой отрасли коренятся в возникших еще в древнейшие времена зачатках правовых начал, призванных организующе воздействовать на жизнь общества во всем ее многообразии.
Одну из ведущих позиций при этом занимают юридические установления (нормы, правила), с помощью которых обеспечиваются упорядоченность, согласованность общественных связей, без чего практически невозможно существование и прогрессивное развитие общества, каким бы то ни было образом организованного (монархическим, республиканским и т.п.). На это всегда нацелен механизм государственной власти, в распоряжении которого имеются необходимые юридические средства.
Конечно, вся действующая правовая система, используя рычаги государственной власти, всегда выполняла и выполняет в наши дни свое социальное назначение - выступает в качестве организатора общественной жизни.
Тем не менее исторически возникла и получила многовековое развитие объективная потребность в особых регуляторах, имеющих своим непосредственным объектом собственно организующую деятельность власти и связанные с нею общественные отношения. Подобной деятельности древние римляне дали специальное название - administratio, что означает руководство, управление. Так возникло управленческое, или административное, право.