Сравнительное богословие
1. Учение Реформации об источниках вероучения, институт символических книг
Реформация началась как попытка очистить церковную жизнь, вернуться к идеалу евангельского первохристианства. По мысли ее отцов, все развитие Церкви в послеевангельскую эпоху было безусловным упадком, в котором человеческие предания заслонили собой евангельскую истину. Поэтому нужно вернуться к ее первоисточнику - Священному Писанию и отбросить все позднейшие наслоения - Священное Предание. Единственным вероучительным авторитетом для протестантов всего мира остается Свщ. Писание, что выражается принципом sola Scriptura - "только Писание." Итак, спасение только верой - sola fide, вера же только по Писанию - sola Scriptura. В "Формуле согласия", составленной уже после смерти Лютера, содержится такое положение: "Мы веруем, учим и исповедуем, что единственным правилом и путеводною нитью, по которым можно судить и оценивать всякое учение и всяких учителей, являются только пророческие и апостольские писания Ветхого и Нового Заветов." С такой же определенностью изложено и отношение к Свщ. Преданию: "Противны Евангелию и учению о вере во Христа все человеческие постановления и предания ... на основании деяний и слов Св. отцов нельзя определить догматов веры." [4, с.68]
Список использованной литературы
1. Аквилонов Е. свящ. Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом. СПб. 1894.
2. Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. (Историческое исследование о важнейших реформаторских движениях в Западной Церкви в течение 8 столетий). Т.1. М. 1909, Т.2. М. 1910.
3. Арсеньев Н.А. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1948.
4. Беляев Н.Я. Значение символов в лютеранстве. - "Православный собеседник," 1875, Т.1, с.144-68.
5. Беляев Н.Я. Пелагианский принцип в католичестве. - "Православный собеседник," 1871, №1, с.84, 184.
6. Бергер А. Культурные задачи Реформации. СПб. 1901.
7. Болотов В.В. К вопросу о РШсхпае. СПб. 1914.
8. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1-4, М. 1994.
9. Борков И.В. Лютеранское учение по шмалькальденским членам. Казань, 1915.
10. Бэрд Ч. Реформация ХVI в. в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб. 1897.
11. Ведерников А. Идея Церкви в сочинениях А.С.Хомякова. - "Журнал Московской Патриархии," 1954, №7, с.47-59.
12. Владимир (Сабодан), архиеп. Экклезиология в русском богословии в связи с экуменическим движением. - "Журнал Московской Патриархии," 1979, №9, с.58; №10, с.56.
13. Воронов Л. свящ. Вопрос "О Филиокве" с точки зрения русских богословов. - "Богословские труды," сборник, посвященный 175-летию ЛДА, с. 157-85.
14. Гейссер Л. История Реформации. СПб. 1882.
15. Дьяченко С. свящ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М. 1993.
16. Епифанович Л. Записки по обличительному богословию. Новочеркасск, 1904, 1913.
17. Успенский Е. Обличительное богословие. СПБ. 1895.
18. Хомяков А.С. Церковь одна. - Сочинения Т.2, М. 1994.
19. Хрисанф (Ретивцев) архим. Характер протестантства и его историческое развитие. СПб 1871.
20. Христианское воссоединение: Экуменическая проблема в православном сознании. Париж, 1933.
21. Чельцов М. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в ХI-ХII вв. СПб. 1879.
22. Шавров А. Образование протестантского учения о Церкви в борьбе с католицизмом. - "Православное обозрение," 1864, №9, с.96-138.
23. Шпиллер В. свящ. Римско-католический догмат о главенстве папы в Церкви. (Критика в русской богословской литературе). - "Журнал Московской Патриархии," 1950, 12, с.44.
24. Ястребов М. Учение лютеранских символов о первородном грехе. - "Труды Киевской духовной академии," 1876, №9, с.623-73; №10, с.226-57; №12, с.597-643; 1877, №2, с.285-334.