Часть:
Программа «Детство» разработана в 1995 г. коллективом преподавателей кафедры дошколь¬ной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.
Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллек¬туального, физического, эмоционально-нравственного, воле¬вого, социально-личностного.
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, де¬коративно-прикладное искусство России.
Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Пе¬дагогу предоставляется право самостоятельно определять не¬обходимость их проведения, содержание, способ организа¬ции и место в режиме дня.
Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к ок¬ружающему миру, включает новый важный раздел - «Отно¬шение к самому себе».
Содержание программы разделено на четыре блока: «По¬знание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший (третий и чет¬вертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).
Содержание конкретизировано по разделам в каждой ча¬сти программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:
- характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
- особенности сферы деятельности (общения, восприя¬тия);
- общие задачи воспитания;
- представления (ориентации);
- практические умения;
- уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);
- методические советы;
- рекомендуемая литература для чтения, рассказыва¬ния, заучивания наизусть;
- рекомендуемые произведения изобразительного и му¬зыкального искусства;
- заключение.
В помощь воспитателям, работающим по этой програм¬ме, подготовлена специальная серия методической литерату¬ры - «Библиотека программы «Детство». В пособии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией 3. А. Михайловой) сформулиро¬ваны педагогические задачи по основным видам деятельнос¬ти: природоведческой, математической, художественно-твор¬ческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию. В кратком изложении представлены задачи и содержание воспитательно-образовательного процес¬са в детском саду. Авторы предполагают творческое отноше¬ние воспитателя к планированию своей работы.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Часть 4:
Итоговое занятие по конструированию с элементами драматизации
Тема: Домики для зверюшек
Цели и задачи:
1. Формировать умение добиваться определённых результатов, побуждать к обследованию.
2. Закрепить навыки конструирования.
3. Формировать представления о величине, обучать способам сравнивания объектов по ширине, высоте, длине и толщине.
Материалы: По количеству детей – настольный строительный материал: пластмассовый и деревянный набор, игрушки-звери.
Ход занятия.
1. Воспитатель:
Начинаем нашу сказку.
- Стоит в поле теремок
(вместе): Он не низок, ни высок
2. - Теремок развалился, ребята, посмотрите: его сломали. А давайте мы вместе построим домик: вы мне подавайте детали, а я соберу теремок.
(Совместная работа)
Ребята, вот он – домик.
Из каких частей состоит дом? (Стены, крыша, окно, дверь)
А кто жил в теремочке? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-попрыгайчик, Лисичка-сестричка, Волк-серый бочок)
А кто развалил теремок? (Мишка-косолапый)
Ребята, Мишка-косолапый совсем не хотел разрушать дом – он просто не влез. Почему не смог он влезть? ( Он большой)
А домик этот какой? (Маленький)
А куда разбежались все зверюшки? (В лес)
3. - А давайте пойдём в лес и отыщем зверюшек.
- Ой – а здесь – речка! Чтобы попасть в лес, нам нужно перебраться через речку. А для этого мы построим мостик. Из чего мы будем строить мостик? (из брусочков).
- Основы моста должны быть одинакового размера (показывается образец). Подберите детали такого же размера.
4. Вот теперь мы пойдём дальше.
Перед нами разноцветные полоски-дорожки. Давайте сравним их и найдем самую длинную и саму короткую (дети раскладывают полоски по мере увеличения длины, называют цвет самой короткой и самой длинной).
Идем по дорожке.
5. Вот они – наши зверюшки (на ковролине). Мы их нашли.
- А вот и тучи, и дождик пошёл
Чтобы наши зверюшки не промокли, мы построим им жилище, где они будут жить.
Мы построим не один домик, а много домов: для каждого – свой.
Зверюшки располагаются по росту.
– Для кого нужен самый маленький домик? Самый большой?
6. Индивидуальная работа за столом. Дети с помощью воспитателя строят домики (по 2 человека). Обращается внимание на правильный выбор деталей по длине и толщине, по высоте и ширине.
9. Итог занятия
- Мы поселили всех зверюшек в домики. Им там хорошо. Будут они жить дружно, ходить друг к другу в гости.