Основная часть:
Планирование на предприятии является основной функцией управления производст-вом. В условиях рыночной экономики планирование является объективной необходимостью для обеспечения эффективного и оптимального функционирования предприятия независимо от формы собственности и вида хозяйствующего субъекта.
Планирование — это способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех сотрудников орга¬низации к достижению ее общих целей.
Планирование в организации является процессом непрерыв¬ным.
План — это документ, охватывающий весь комплекс произ¬водственной, хозяйствен-ной и финансовой деятельности за ус¬тановленный период
Планы организации различают по назначению, содержанию и периодам действия.
По назначению можно выделить планы:
• определяющие стратегию развития организации;
• обосновывающие новое производство, новую продукцию, новый проект,
• разрабатывающие тактику деятельности организации на кон¬кретный период.
По содержанию планы отражают:
• основные направления развития организации;
• отдельные проблемы;
• детальную программу производственно-хозяйственной деятель¬ности.
По периодам действия планы могут быть:
• долгосрочные,
• среднесрочные,
• краткосрочные.
На предприятиях Российской Федерации действует система планов, которая включа-ет:
• стратегический план,
• прогнозные планы (программы),
• текущий план,
• оперативный план-график,
• бизнес-план.
Основным планом, детально разрабатывающим главную задачу организации и ее цели на ближайшие 3—5 и более лет, является стратегический план.
Стратегический план обеспечивает адаптацию организации к внешней среде, распре-деление ресурсов и внутреннюю координацию с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план в крупных организациях является как правило долгосрочным.
Текущее планирование это составление и организация выполнения плана предпри-ятия и его подразделений на год с поквартальной разбивкой. Текущий план органически свя-зан со стратегическим, уточняет и детализирует его, нацеливает на наиболее полное исполь-зование ресурсов. Текущий план это развернутая программа деятельности предприятия.
Оперативно-производственное планирование предусматривает разработку заданий и методов их выполнения на короткие отрезки времени (месяц, декаду, сутки). В этом плане детали¬зируют в основном количественные (объемные) показатели производства. Оператив-ный план чаще всего имеет форму пла¬на-графика, в котором объемы производства продук-ции или выполнения работ указаны по датам, что позволяет осуществ¬лять контроль и управ-ление.
Бизнес-план — это комплексный план подготовки и освое¬ния нового производства, новой продукции, нового проекта. Цель составления бизнес-плана заключается в том, чтобы дать руко¬водству компании, хозяйственным партнерам полную картину производственно-финансового положения организации и возможностей ее развития.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы.
Можно рекомендовать следующий состав бизнес-плана:
1. Оглавление.
2. Предисловие.
3. Описание фирмы.
4. Стратегия маркетинга.
5. План обновления выпускаемой продукции.
6. План производства и реализации продукции.
7. План обеспечения производства.
8. План обслуживания производства.
9. План развития производства.
10. Финансовый план предприятия.
11. Международная деятельность предприятия.
12. Развитие системы менеджмента.
13. Организация реализации бизнес - плана.
Приложения.
Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в западных банках. В этом случае бизнес-план включает, как правило, следующие разделы:
1. Введение и общая информация. Рассматривается юридическая форма и дается краткое описание деятельности, приводятся описание и объяснение истории деятельности предпри-ятия, недавних и текущих важных событий.
2. Оценка вклада. Показываются отдельные важные стороны деятельности предприятия, включающие позиции на рынке, репутацию, систему продажи и др.
3. Описание продукции и рынка сбыта.
4. Исследования и разработки. Описываются основные направления исследований, включая важнейшие программы и инициативы.
5. Производство и производственные мощности. Дается описание состояния производства, производственных мощностей предприятия.
6. Персонал и трудовые отношения.
7. Организация и управление. Помимо общих организационных схем, приводятся краткие биографические данные на высших должностных лиц и других руководящих сотрудников.
8. Юридические материалы. Кратко описываются наиболее значимые прошлые и настоящие судебные арбитражные дела, связанные с производственной деятельностью.
9. Финансовая информация. Рассматриваются финансовые отчеты за последние пять лет и приводится пятилетний прогноз финансового состояний.
10. Ликвидность. Приводятся анализ задолженности, состояние оборотных средств, дается описание статей налогообложения компании, ее долгов.
11. Договоры. Даются описание всех договоров или соглашении, в которых участвует пред-приятие.
12. Другие вопросы бухгалтерского учета. Приводится краткое изложение незарегистриро-ванного имущества (квартиры, гостиницы, больницы, профилактории и др.)
Методы планирования – это способы и приемы расчетов технико-экономических по-казателей планов.
Основной метод – балансовый. При планировании должны быть составлены балансы:
- взятого сырья и выработанной продукции;
- программа выпуска продукции по количеству и ассортименту с наличием действующих производственных мощностей и вводом новых мощностей;
- расходы предприятия и отчисления в бюджет с доходами
- другие.
Для расчета конкретных разделов плана и технико-экономических показателей ис-пользуются методы:
- нормативный (прямого счета);
- расчета по факторам (факторный);
- индексный;
- экстраполяции;
- экспертный;
- регрессионный анализ и др.
Все методы используются одновременно.
Из-за сложности расчетов оптимальный вариант возможно получить только на основе экономико-математических методов и применением ЭВМ. Известны следующие методы: линейное программирование, динамическое программирование, теория игр и массового об-служивания, матричный метод «затраты – выпуск» и др.
Стратегическое планирование деятельности предприятия.
Стратегический план, являясь подсистемой стратегического уп¬равления организаци-ей, представляет собой детальный, всесторонний комплексный план, в котором определены миссия орга¬низации, ее цели и задачи, способы и программа их выполнения. Стратегический план, являясь инструментом и программой в принятии управленческих решений, должен обеспечить:
• рациональное распределение и использование ресурсов;
• своевременное и эффективное внедрение нововведений и со¬ответствующих изменений в управлении и организации про¬изводства;
• быструю адаптацию к внешней среде в соответствии с требо¬ваниями рынка.
Стратегический план разрабатывается высшим руководством. Руководители среднего звена участвуют в этой работе.
В стратегическом плане отражаются все виды деятельности предприятия, поэтому план состоит из нескольких разделов. Примерная структура стратегического плана дана на рисунке 1.
Первым и самым ответственным решением при стратегичес¬ком планировании являет-ся выбор миссии и целей организации.
Миссия — это главная цель организации. Миссия и цели слу¬жат ориентирами для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные огра-ничения на на¬правления деятельности организации при анализе альтернатив развития.
Миссия организации должна быть вне ее. Это может быть:
• завоевание рынка;
• географическое или продуктовое расширение рынка;
• повышение качества продукции при снижении цен на нее;
• социальные или экологические цели и т.д.
Миссия дополняется и детализируется конкретными целями и задачами, которые должны обладать характеристиками:
• конкретностью и измеримостью;
• ориентацией во времени;
• достижимостью.