ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение с первых лет жизни. Вместе с тем на данном этапе развития системы дошкольного образования оно во многом утратило свои традиции воспитания самых маленьких детей. Это связано с тем, что в течение периода перестройки, происходящей в России, родителям была предоставлена возможность воспитывать детей дома. Традиционные детские ясли, в том числе ясельные группы в детских садах, практически исчезли. В настоящее время, когда в связи с реформой дошкольного образования в нашей стране и возрастание запросов родителей контингент детей раннего возраста, посещающих детские учреждения, резко возрастает, появилась необходимость возрождения данной структуры, а кадровый состав, способный и готовый работать с этой возрастной группой, в силу различных причин значительно сократился. В настоящее время практически отсутствуют современные методы и программы воспитания детей до 3-х лет. Специфика содержания образования и методов педагогической работы для детей раннего возраста в условиях ДОУ остаётся неразработанной и не описанной.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ И АДАПТАЦИЯ ДОУ
2.1. Программа и методы исследования
Целью исследования является эмпирический анализ общения в раннем возрасте и его влияния на адаптацию в ДОУ.
Предмет исследования – влияние общения детей трёх лет на адаптацию в ДОУ.
Объект исследования: дети трех лет.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень общения влияет на степень адаптации ребёнка в ДОУ.
Основным методом исследования является метод включённого наблюдения.
С целью выяснения причин, лежащих в основе различных вариантов адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ, была проведены:
- методика Е.А. Стребелевой (Приложение 1) [8];
Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста можно считать:
• принятие задания;
• способы выполнения задания;
• обучаемость в процессе обследования;
• отношение к результату своей деятельности.
Согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом он проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослыми.
Способы выполнения задания
Отмечается:
• самостоятельное выполнение задания;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воспитание и обучение детей раннего возраста // Под ред. Павловой Л.Н. -М.: Просвещение, 1986. – 340 с.
2. Воспитание эмоциональной и познавательной активности малыша. Книга для работников дошкольных учреждений. - Сыктывкар, 1993. – 140 с.
3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 2006. – 348 с.
4. Психологическая диагностика // под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой - М.: УРАО, 2007. – 321 с.
5. Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 2006. – 211 с.
6. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.: Школа-Пресс, 2007. – 321 с.
7. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. – С. 40 – 43
8. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственного развития. - М. Петит, 2004. – 145 с.