Введение
Актуальность настоящей работы подтверждается следующим. Кризисные явления в экономике России в последние двадцать лет сыграли решающую роль в возникновении глубоких деформаций социальной сферы, многие из которых имеют выраженное криминогенное значение. При отсутствии последовательной социальной ориентированности реформ, особенно на их начальном этапе, произошло обнищание, люмпенизация и маргинализация значительной части населения.
Не оправдались надежды на быстрое формирование среднего класса как основы стабильного бытия и развития общества, носители таких ценностей, как согласие, поря док и законность. Угрозу социальной стабильности общества представляет противостояние нуворишей, коррумпированных чиновников и людей, оказавшихся за чертой бедности, безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, других лиц, выбитых из нормальной жизненной колеи, готовых утвердить себя в стихии нецивилизованного рынка любыми способами, включая, противоправные.
Глава 2. Современные подходы к изучению социальных корней преступности
2.1. Социальные детерминанты преступности в работах современных отечественных ученых
Современные юристы, криминалисты, социологи, психологи также уделяют большое внимание изучению причин и детерминант преступности.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. отмечают, что причинами правонарушений являются деформации в сознании людей (отрицание или непонимание ценности государства может повлечь совершение таких преступлений, как измена родине, шпионаж и др., неуважительное отношение к личности – убийства, телесные повреждения, неуважение к женщине – изнасилование, оскорбление, отсутствие трудолюбия – хищения имущества и т. д.). Различного рода деформации, дефекты в сознании человека возникают из многочисленных неправильно разрешенных конкретных жизненных ситуаций, которые лицо наблюдало или в которых оно участвовало. Например, обнаружив у подъезда вроде бы «ничейные» саночки, сын принес их домой, а мама его похвалила за «трофей». Сын видит также, что сама мама всегда что-то приносит с работы, не затрачивая на это «что-то» свои материальные средства. Папа, будучи всегда груб с мамой, часто ее к тому же избивает. Одноклассники дерутся, называя тех, кто этого не делает, «маменькиными сынками». Примеры можно продолжить .
Литература
1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
2. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступное поведение и психические аномалии./ Под ред. В. Н. Кудрявцева М.: Спарк, 1998.
3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 72-78.
4. Глава XIV. Причины преступности / Курс правоведения по Народной энциклопедии изд.1911 г. Том 1. Общественно-юридические науки // Alpravo.Ru
5. Гуров А.И. Профессиональная преступность. - М.: Юридическая литература, 1990
6. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М.: Юрист, 1996.
7. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2000.
8. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М.: Волтерс Клувер, 2004.
9. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России: криминологический анализ – М.: Норма, 2006.
10. Ломброзо Ч. Преступный человек – М.: ЭКСМО, 2006.
11. Материалы Пленума ЦК КПСС. 27-28 января 1987 г. – М.: Политиздат, 1987.
12. Номоконов В. А. Преступное поведение: детерминизм и ответственность – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1989.
13. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. — М.: Ось-89, 2001.
14. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. 2-е изд., дополн. - М.: Центр, 2000.
15. Ратинов А.Р., Лукашевич В.Г., В.А. Ратинов В.А.. Личность в преступной группе. // Личность преступника как объект психологического исследования. Сборник научных трудов. - М.: Изд-во Всесоюзного ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1979. - С. 135-177.
16. Социальная напряженность ––- основная причина преступности / Результаты национального показательного проекта, июнь-июль 1993г., Вашингтон,О.К. // www.on the fly
17. Социологическая школа науки уголовного права и учение ее сторонников о социальных факторах преступности // www.thetan-lucifer.ru
18. Фоке Б. Введение в криминологию. - М.: Прогресс, 1985.
19. Хомлюк. В.И. Актуальные проблемы психологического обеспечения воспитательной работы с осужденными // Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным. – М.: «Права человека», 2001.
20. Яковлев А. М. Теория криминологии и социальная практика / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. - М. : Наука, 1985.