Введение:
Антропологию возраста как наука способна не только на базе данных иных наук, занимающихся «возрастной проблематикой», создать интегрированное знание о месте и роли возраста, как регулятора жизненного процесса, но и выделить самостоятельный предмет исследования. Определение места антропологии в изучении возрастного процесса и, прежде всего, его культурной составляющей является темой настоящей работы. Данная тема нуждается в дальнейшей разработке и актуальна на сегодняшний день.
Цель данной работы: исследовать один из разделов антропологической науки – возрастную антропологию, ее основные теоретические проблемы. В данной работе следует изучить особенности роста и развития организма в онтогенезе, а так же рассмотреть проблему периодизации постнатального онтогенеза человека и факторы, регулирующие развитие и рост.
Сформулированные цели и задачи работы помогли ее структурировать, что позволило наиболее полно и последовательно раскрыть тему работы.
Литература, использованная в данной работе, представлена научными трудами, которые касаются темы работы, и учебными пособиями по антропологии.
Прежде чем перейти непосредственно к решению задач, необходимо отметить, что формирование человека происходило под определяющим воздействием социальных факторов. Поэтому как объект естественнонаучного исследования он представляет собой уникальное явление. Существующие в науке подходы к проблеме соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека неоднозначны, однако очевидно, что социальная сущность человека отнюдь не отменяет биологических законов, в соответствии с которыми развивается его организм.
Глава 3:
Исходя из индивидуального стереотипа восприятия возраста, самые разнородные черты и признаки можно соотнести с некоторым уровнем развития, который считается типичным, т.е. соответствующим тому или иному возрасту. Период времени, прошедший в абсолютном выражении, т.е. в годах, месяцах, днях и т.п., с момента рождения человека до данного конкретного момента называется хронологическим, или паспортным, возрастом.
Возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, получил название биологического возраста. Иначе говоря, биологический возраст – это достигнутый организмом уровень морфофункционального созревания, который мы получаем, сравнивая развитие по разным критериям . Среди них степень соматической и скелетной зрелости, зубной системы, показатели репродуктивной системы, физиологические и биохимические признаки и др. Логично, что чем больше критериев при этом рассматривается, тем более точной становится интегральная оценка морфофункционального статуса.
Введение в научный оборот термина «биологический возраст» связано с именами В.Г. Штефко, Д.Г. Рохлина и П.Н. Соколова (30-40 гг. XX в.). Биологический возраст отражает основные характеристики онтогенетического развития и, прежде всего, гетерохронность роста, созревания и старения на разных уровнях организации. Ясно, что эта категория является реалией не только биологического порядка, и можно говорить, например, о психологическом возрасте, его критериях и т.п.
Выше были рассмотрены схемы периодизации онтогенеза, отражающие наше представление о нормальности ростового процесса. Действительно, в среднестатистической группе людей, скажем, в период от 8 до 12 лет у мальчиков и в 8-11 лет у девочек происходит прорезывание большинства постоянных зубов, начинается развитие вторичных половых признаков, идут характерные изменения психики и т.п. Однако все вместе эти «типичные» изменения характерны только для «среднего» ребенка из этой группы, т.е. тех мальчиков или девочек, у которых процесс роста и развития отдельных систем организма наиболее сбалансирован. Обычно же, большая часть индивидов отклоняется от этого среднего варианта развития: их биологический возраст отстает от паспортного – происходит ретардация (замедление развития по данным признакам); их морфофункциональный статус соответствует большим значениям хронологического возраста, т.е. развитие ускорено и характерна акселерация .
Заключение:
Онтогенез представляет собой жизненный цикл от момента оплодотворения до наступления смерти. Этот непрерывный процесс возрастного изменения организма (роста и развития) рассматривается специальным разделом антропологии – ауксологией человека или возрастной антропологией.
С преобразованиями, происходящими в процессе онтогенеза, связаны все виды изменчивости биологических признаков человека. К основным закономерностям процесса развития человека относятся непрерывность, постепенность, необратимость, цикличность, гетерохрония, чувствительность к эндо- и экзогенным воздействиям. Существенным аспектом является выраженный половой диморфизм развития. Динамика онтогенетического развития каждого человека неповторима.
Онтогенез представляет собой целостную и динамичную картину смены этапов, характеризующихся различными темпами роста. Каждый такой этап имеет свою возрастную норму реакции, обычно приближающуюся к среднегрупповой (популяционной) характеристике. Об этой норме мы узнаем благодаря исследованию биологического возраста – фундаментального и многостороннего показателя темпов развития, отражающего уровень морфофункционального состояния организма на фоне популяционного стандарта.
По ускорению (акселерация) или, наоборот, замедлению (ретардация) темпов роста отдельных систем или всего организма в целом, можно судить о нормальности хода индивидуального развития. Темпы развития могут отличаться у представителей разных поколений одной популяции людей, и такие изменения неоднократно происходили в истории человечества. Эпохальные колебания темпов роста и развития человека представляет собой одно из проявлений микроэволюционного процесса, действующего в популяциях и их системах.