Введение:
Земля по праву является для человечества важнейшим объектом материального мира. Не было бы земли - не было бы и человечества со всеми его проблемами. Адекватным ценности земли, как объекту правовых отношений, должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку нельзя землю приравнять ни к одному имущественному или природному объекту. Земля в условиях исключительной государственной собственности была полностью изъята из гражданского оборота и любые сделки с ней карались по закону. Принятые в 1990 годах в РСФСР законы, направленные на реформирование земельных отношений, ввели одновременно и право собственности на землю, и право пожизненного наследуемого владения. Сохранился и ранее существовавший титул – право землепользования. Таким образом, Россия оказалась едва ли на первом месте в мире по числу видов прав на землю. Длившийся в течение нескольких лет процесс обсуждения и принятия Земельного кодекса РФ не привел к надлежащему урегулированию земельных отношений. Проблема участия земли в гражданском обороте приобрела чрезмерную остроту вследствие того, что она напрямую связана с утверждением частной собственности на землю, с пределами распоряжения ею. С одной стороны, представляется очевидным, что переход к полноценному рынку невозможен без вовлечения в гражданский оборот земли как важнейшего объекта недвижимости, а с другой, неадекватная современной обстановке идеологизация и политизация земельных отношений и прежде всего их ядра – частной собственности и земельного оборота, взрывая столь бурные общественные эмоции, препятствуя эффективному урегулированию соответствующих проблем.
Актуальность темы исследования обусловливается тем, что право собственности является не только наиболее широким, но и наиболее устойчивым вещным правом, составляя основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота.
Особое значение в условиях рыночной экономики приобретает правовой механизм, обеспечивающий гарантии стабильности отношений собственности и защиту прав собственников.
В настоящее время земля включена в гражданский оборот, разрешены и совершаются сделки с ней. Земля признается имуществом, основным видом недвижимости. Она может находиться в собственности, пользовании, сдаваться в аренду.
Современная правовая ситуация в России характерна тем, что в настоящее время исключительно актуальны проблемы права собственности и иных вещных прав на землю.
Выбор темы исследования обусловлен указанными выше положениями, свидетельствующими о ее актуальности, научном и практическом значении.
Объектом исследования являются состояние, тенденции и перспективы развития общественных отношений по приобретению и регулированию отношений права собственности и других вещных прав на землю.
Предмет исследования составляют правоотношения, связанные с правом собственности на землю и других вещных прав.
Цель настоящего исследования состоит в изучении права собственности на земельные участки и другие вещные права.
Глава 2:
В 2005 г. истец обратился в ТУ ФАУФИ по Челябинской области с заявками о выкупе (приватизации) земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения. Заявки приняты к рассмотрению 14.06.2005 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:02:01:047:0001 и 74:02:02:01:048:0026 (т. 1, л. д. 19-25).
Из материалов дела усматривается, что общество "Аргаяшское ХПП" обратилось в ТУ ФАУФИ по Челябинской области с заявками о выкупе (приватизации) земельных участков, на которых расположены принадлежащие ему здания, строения и сооружения, в 2005 г. Заявки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:02:01:047:0001 и 74:02:02:01:048:0026 приняты к рассмотрению ТУ ФАУФИ по Челябинской области 14.06.2005, а в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0201047:0012 и 74:02:0201048:0033 - 07.12.2005 с замечаниями. Общество "Аргаяшское ХПП" сопроводительным письмом от 29.12.2005 за N 66 (т. 1, л. д. 96, 97) представило документы по описи с устранением замечаний по письму N 12591 от 19.12.2005 (т. 1, л. д. 67). О получении ТУ ФАУФИ по Челябинской области указанных документов в тот же день 29.12.2005 свидетельствует соответствующий штамп регистрации входящей корреспонденции на заявлении (т. 1, л. д. 96). В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату 29.12.2005) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
Во исполнение п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и п. 14 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" Правительство Российской Федерации постановлением от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" утвердило Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю (действовали до 22.07.2006).
В соответствии с п. 7 названных выше Правил решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается:
- Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности; - уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
Заключение:
С учетом приведенных положений ограниченное вещное право на землю рассматривается как устанавливаемое и определяемое на уровне закона и подлежащее государственной регистрации, не ограниченное конкретным сроком действия субъективированное право на чужой индивидуально-определенный земельный участок, открыто и самостоятельно используемое субъектом для удовлетворения своих интересов, носящее абсолютный характер, обременяющее право собственности и производное от него, но в то же время привязанное не к личности собственника, а к земельному участку.
Частная собственность на землю как одной из форм собственности, равным образом признается и защищается в Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).
Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
Наиболее общие ограничения оборотоспособности земельных участков закреплены в ст. 27 ЗК РФ. Специальные ограничения могут быть введены также другими федеральными законами. Например, ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Право государственной собственности на землю закреплено в ст. 9 Конституции РФ. Согласно ст. 16 ЗК, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу вещных прав. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Содержание указанного права определено в ст. 269 ГК РФ. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование (землепользователь), осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Указанное лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.