Курсовая теория по теме: Косвенные налоги

Название работы: Косвенные налоги

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Налоги

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Косвенные налоги в системе налогов и сборов РФ 5

Глава 2. Нормативно-правовое регулирование элементного состава косвенных налогов 12

2.1. Налог на добавленную стоимость 12

2.2. Акцизы 17

Глава 3. Проблемы косвенного налогообложения в России 20

Заключение 28

Список использованных источников и литературы 30

Выдержка:

Введение:

Актуальность настоящей работы. Косвенные налоги издавна были органичной частью финансового хозяйства любого государства. За время своего существования косвенное налогообложение переживало расцветы и кризисы, взлеты и падения. В XX в. ряд государств перешли от обложения косвенными налогами отдельных товаров к универсальным объектам обложения. Косвенное налогообложение распространилось практически на все обменные операции, включая торговлю услугами. После периода упадка косвенного налогообложения в связи с введением подоходного налога, который продлился с конца XIX в. до середины XX в., косвенные налоги вновь стали играть значительную роль в налоговых системах отдельных государств и в международной торговле. Введение в Европейском союзе (ЕС) налога на добавленную стоимость и его стремительное распространение в мире можно назвать одним из крупнейших событий в международной экономике и в современной финансовой науке.

Классификация налогов служит отправной точкой для решения целого ряда проблем различного уровня. Процесс коренных преобразований и налоговых реформ требует внесения предложений по развитию концепции правового регулирования в области налогообложения. К сожалению, на сегодняшний день российское законодательство в области налогообложения отличается отсутствием концепции и последовательности. Между тем научность нормотворчества как принцип законодательного процесса диктует необходимость научной проработки и обязательный прогноз последствий принятия того или иного акта. Фундаментальное теоретическое изучение проблем косвенных налогов способствует совершенствованию норм законодательства и последовательной реализации принципа определенности и экономической обоснованности налоговых норм.

Целью настоящей работы является рассмотрение косвенных налогов и их нормативно-правового регулирования.

Глава 2:

Налогоплательщики. Налогоплательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие налогообложению акцизами, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Подакцизные товары. В Российской Федерации установлен довольно ограниченный перечень подакцизных товаров. По каким критериям законодатель выбирает такие товары? Традиционно к подакцизным товарам относились предметы роскоши. В настоящее время акцизами, прежде всего, облагаются социально вредные товары, в сдерживании потребления которых заинтересовано государство и общество. Кроме того, к подакцизным нередко относятся высокорентабельные товары, реализация которых приносит налогоплательщикам сверхприбыль. Как видим, акцизам - как ни одному другому налогу - свойственна регулирующая функция, прежде всего в сфере потребления.

В перечень подакцизных товаров включали винно-водочные изделия, икру осетровых и лососевых рыб, готовую деликатесную продукцию из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, табачные изделия, шины для легковых автомобилей, ювелирные изделия, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры и ковровые изделия, ружья охотничьи, яхты и катера, меховые изделия, одежду из натуральной кожи и др. В настоящее время НК РФ относит к подакцизным товарам спирт этиловый, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, пиво, табачную продукцию, автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с., автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей (ст. 181 НК РФ).

Объект налогообложения. Представляет собой реализацию на территории Российской Федерации подакцизных товаров. Таким образом, объектом налогообложения является не доход или имущество, а особый вид деятельности - операции по обороту подакцизных товаров, совершенные налогоплательщиком.

Налоговая база. Определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. В зависимости от налоговых ставок, установленных в отношении подакцизных товаров, налоговая база определяется: 1) как объем в натуральном выражении реализованных товаров - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения); 2) как стоимость реализованных товаров - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговый период составляет календарный месяц.

Налоговые ставки. Устанавливаются отдельно по каждой категории подакцизных товаров. В отношении сигарет и папирос установлена комбинированная ставка, состоящая из адвалорной (в процентах) и твердо фиксированной составляющих. Все остальные ставки установлены в твердо фиксированной сумме за единицу налогообложения. Так, для вин натуральных (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих) ставка составляет 2 рубля 20 копеек за литр; для сигар - 16 рублей 35 копеек за 1 штуку; для дизельного топлива - 1080 рублей за 1 тонну.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма акциза, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые ставки, она исчисляется как произведение налоговой ставки и налоговой базы, по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, - как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам.

Заключение:

Если с теоретической точки зрения классификация налогов на прямые и косвенные, а также выделение группы «косвенные налоги» не вызывает сомнений, то с точки зрения практики ситуация представляется неоднозначной.

В российской практике абсолютизируется критерий переложения налога, причем ему приписывается значение жестко установленной нормы. Выводы, сделанные на основе только одного из критериев, заведомо не отражают сути классификации и характеристики каждой группы налогов, взятой в отдельности. При толковании законодательства возможно обращение к категории «косвенные налоги», но при этом необходимо учитывать три критерия отнесения налогов к косвенным: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности (согласно последнему критерию косвенные налоги причисляются к налогам на потребление).

В отличие от судебной практики, в законодательном закреплении классификации налогов нет практической необходимости. Использование термина «косвенные налоги» в нормативных актах в большинстве случаев становится причиной противоречий в понимании той или иной ситуации. Понятие «косвенные налоги» изначально может толковаться по-разному. Законодательная техника и принцип определенности налоговых норм допускают использование термина «косвенные налоги» в законодательных актах только при наличии перечня налогов, отнесенных к этой категории.

Полагаем, что косвенные налоги можно определить как разновидность отличающихся по форме (способу) взимания налоговых платежей, устанавливаемых исходя из платежеспособности лиц, являющихся потребителями облагаемых ими товаров (работ, услуг), которые включаются в цену последних и непосредственно взимаются с лиц их реализующих. Указанным признакам соответствуют акцизы, налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины. Совокупность налоговых платежей данного вида формирует систему косвенного налогообложения. Полагаем также что косвенные налоги необходимы в России на сегодняшний день, поскольку они существенно повышают бюджет РФ.

Похожие работы на данную тему