Введение:
Закрепление в Конституции России местного самоуправления как важнейшей части конституционного строя и его самостоятельности от системы органов государственной власти - неотъемлемого элемента демократичности общества и государства позволяет считать данный институт конституционного права формой выражения власти народа и его суверенитета .
Под системой местного самоуправления принято понимать систему представительных органов местного самоуправления (избирательные думы, собрания, советы), которые решают ключевые вопросы, в том числе по общеобязательным правилам и предметам ведения муниципального образования, по принятию местного бюджета, установлению местных налогов и сборов и т.д.; институты непосредственной демократии (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы граждан, народная правотворческая инициатива); институт главы муниципального образования (городской голова, мэр и т.д.) .
Глава 2:
Однако данный вопрос не настолько прост, как представляется на первый взгляд. Довольно ти¬пичны случаи, когда структура управления местной администрации пересматривается ежегодно: уве¬личивается или уменьшается число заместителей главы администрации, создаются новые отделы и службы или ликвидируются старые и т.п. Иными словами, сложность муниципального образования, как объекта управления, заставляет постоянно искать новые, наиболее оптимальные, с точки зрения главы местной администрации, организационные решения. Тем не менее, довольно часто решения, принимаемые по формированию новых структур управления, далеки от оптимальности.. В то же время именно для системы муниципального управления на практике характерно использование типовых структур управления.
Положение дел в структурном оформлении администраций муниципальных образований можно объяснить следующим.
1. Общим набором целей и задач, стоящих перед местными администрациями, а также взаимоот¬ношениями местных администраций и администраций субъектов федерации.
2. Отсутствием разработанного механизма распределения функций между муниципальным уров¬нем управления и государственным; отсутствием четко выделенных обязательных функций местного самоуправления, что приводит к необходимости наличия на уровне субъекта федерации и муници¬пального управления структурных подразделений, выполняющих сходные функции.
3. Недостаточностью финансовой базы местного самоуправления и незначительностью собствен¬ных, закрепленных источников финансирования на местном уровне, что приводит к необходимости, опять же, администрациям субъектов федерации заниматься задачами, которые возложены на органы местного самоуправления.
4. Привычкой по-старому подходить к формированию структур управления администраций мест¬ного самоуправления, когда используется лишь типовой подход к оргпроектированию, без учета спе¬цифики каждого муниципального образования, что в свою очередь можно объяснить отсутствием на¬учного подхода у руководства администраций муниципальных образований к проектированию струк¬тур управления, а также отсутствием практики привлечения консультантов по управлению для фор¬мирования соответствующих структур управления.
Исходя из вышеизложенного, необходимо рассмотреть организационные структуры управления администраций муниципальных образований с точки зрения науки управления.
Заключение:
Несмотря на многообразие форм органов местного самоуправления, последние могут быть классифицированы, во-первых, по целям и задачам, согласно чему выделяют органы местной власти (представительные и законодательные) и органы местного управления (исполнительные и распоряди¬тельные), во-вторых, по характеру деятельности и компетенции, в соответствии с чем различают орга¬ны общей, специальной (отраслевой) и функциональной компетенции.
К основным факторам, от которых зависит состав и структура органов муниципального управ¬ления следует относить:
1) цели, задачи и функции, стоящие перед органами муниципального управления;
2) уровень законодательной базы по вопросам местного самоуправления;
3) финансово-экономическую базу местного самоуправления:
4) политические, групповые и личностные интересы, проявляющиеся как в местном сообществе, так и в органах местного самоуправления.
При рассмотрении системы органов местного самоуправления особый интерес представляют администрации муниципальных образований, их структуры управления, так как администрации при¬нимают непосредственное участие в формировании социальной, экономической, экологической по¬литики и реализуют ее в муниципальном образовании.