Введение:
Одним из слагаемых военной безопасности Российской Федерации является состояние её Вооружённых Сил, которое определяется не только уровнем технической оснащённости и обученности войск, но и морально-психологическим состоянием личного состава, которое напрямую зависит от социально-правовой защищённости военнослужащих и членов их семей.
По экспертным оценкам, сегодня материальное положение и уровень доходов военнослужащих оставляют их в числе социально незащищённых категорий граждан. Десятилетиями не решаемая жилищная проблема значительной части военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, также отрицательно сказывается на уровне морально-психологического состояния военнослужащих.
По данным Министерства обороны Российской Федерации денежное содержание российского офицера в 10–15 раз ниже денежного содержания его зарубежного коллеги при уже практически равном соотношении цен на бензин, продукты питания, стоимость жилья и т.д.. Даже по российским показателям в целом материальное положение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, уступает уровню доходов гражданского населения России. По данным Социологического центра Вооружённых Сил Российской Федерации, из пяти основных составляющих текущего совокупного дохода среднестатистического домохозяйства военнослужащие намного уступают среднему гражданину России в трёх из них, немного опережая в уровне денежного довольствия и средствах, выделяемых на обеспечение социальных льгот. Сегодня трудоспособное гражданское население страны имеет больше дополнительных доходов от предпринимательской деятельности, от использования собственности, доходов от сбережений и дополнительных заработков.
Все это и определяет актуальность выбранной темы работы.
Объектом исследования в данной работе являются материального обеспечения военнослужащих в РФ.
Предмет работы – государственное регулирование вопросов материального обеспечения военнослужащих в РФ.
Целью исследования является изучение особенности деятельности со стороны органов государственной власти, по реализации вопросов материального обеспечения военнослужащих в РФ.
Задачи данной работы заключаются:
1. Рассмотреть теоретические и методические основы материального обеспечения военнослужащих
2. Раскрыть проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих;
3. Рассмотреть проект развития материального обеспечения военнослужащих
Исследования проблем правового положения военнослужащих и их социальной защиты проводили Артамонов Н.В., Атаманчук Г.В., Вахидов А.Т., Гаврилов Ю.О., Гацко М.Ф., Казанцев Н.М., Корякин В.М., Ледях И.Н., Сорокин С.С., Чернавин Ю.А. и другие.
В исследовании использовались теоретические методы - изучение и анализ нормативно-правовых документов, литературы в рамках рассматриваемой проблемы.
Информационной основой исследования послужили нормативно-правовые документы Российской Федерации, Постановления правительства, Федеральные законы РФ.
Глава 2:
С 1 января 2005 года начала действовать накопительно-ипотечная система (НИС) обеспечения жильём военнослужащих .
Участниками этой системы являются следующие категории военнослужащих:
1) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года (при этом указанные лица, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками НИС, изъявив такое желание);
2) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт, о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года;
3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы, по контракту которых составляет три года начиная с 1 января 2005 года (при этом указанные лица, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками НИС, изъявив такое желание);
3) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками НИС;
4) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1января 2005 года до 1 января 2008 года и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками НИС, изъявив такое желание;
5) лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года (при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1января 2008 года, могут стать участниками НИС, изъявив такое желание);
6) военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы, по контракту которых составляет менее трёх лет (при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками НИС, изъявив такое желание);
7) военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1января 2005 года, общая продолжительность военной службы, по контракту которых составляет менее трёх лет (при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками НИС, изъявив такое желание).
Программа предусматривает накопление средств на счету военнослужащего с таким расчётом, чтобы при достижении 20 лет выслуги военнослужащий мог приобрести собственное жильё в регионе, выбранном им для постоянного места жительства.
Участнику накопительно-ипотечной системы государство оказывает помощь в накоплении необходимой суммы для первоначального взноса. Этот взнос финансируется за счёт накоплений в первые годы (не менее трёх лет) на персональном счёте военнослужащего.
Размер ежегодного накопительного взноса участников накопительно-ипотечной системы в 2008 году составил 89,9 тысяч рублей, в дальнейшем планируется его увеличение. В то же время, очевидно, что реальная стоимость жилья растёт более быстрыми темпами. В этой связи кроме ежегодного увеличения размера накопительных взносов, необходим и механизм индексации уже имеющихся на персональных счетах военнослужащих денежных сумм, с учётом инфляционных процессов, а также исходя из реальной стоимости жилья.
Очевидно и то, что накопительно-ипотечная система затрагивает только интересы тех военнослужащих, которые после 1 января 2005 года выпускаются из военных образовательных учреждений и курсов по подготовке младших офицеров, либо призываются на военную службу из запаса, или заключают первые контракты на прохождение военной службы. Большинство же военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильём по другим программам.
Таковы лишь наиболее общие проблемы совершенствования правового регулирования натурального обеспечения военнослужащих, без решения которых нельзя с должной эффективностью решать задачи строительства Вооружённых Сил Российской Федерации.
Заключение:
Законодательство России (в том числе и военное) постоянно развивается и совершенствуется. Правительство Российской Федерации, понимая необходимость реформирования армии и проявления большего внимания к нуждам военнослужащих, разрабатывает и внедряет в жизнь различные законы и другие нормативные правовые акты, касающиеся армии и статуса военнослужащих, но при этом надо отметить, что не все законы работают в нашей стране.
В данный момент военнослужащие имеют довольно большое количество различных льгот. Все эти льготы имеют своей целью улучшить материальное положение военнослужащих, повысить престиж военной службы, обеспечить приток кадров на военную службу. Но, тем не менее, престиж военной службы продолжает падать.
Учитывая проблемы финансирования армии, стоящие в настоящее время перед нашим государством, можно сказать, что льготы предоставляемые военнослужащим, являются одной из наиболее реальных мер по предотвращению падения престижа армии и поддержания статуса военнослужащих на определенном уровне. Отмена каких-либо льгот без значительного повышения размера денежного довольствия военнослужащих либо повышение размера денежного довольствия военнослужащих таким образом, что различные выплаты и налоги сведут эту прибавку на нет, приведет к резкому падению престижа военной службы и умалению статуса военнослужащих.
Основным видом материального обеспечения военнослужащих является денежное довольствие, которое выступает формой реализации конституционного права военнослужащих на получение вознаграждения за свой труд (статья 37 Конституции Российской Федерации). Право на труд военнослужащие реализуют посредством прохождения военной службы (пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Продовольственное обеспечение и вещевое обеспечение являются одними из видов материального обеспечения военнослужащих. Права военнослужащих на продовольственное и вещевое обеспечение регулируются ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Денежное довольствие, с одной стороны, призвано обеспечить военнослужащим и их семьям необходимые средства к существованию, является основным источником удовлетворения их материальных потребностей, а с другой - служит средством стимулирования добросовестного воинского труда, который связан со значительными трудностями, тяготами и лишениями.
Размер получаемого военнослужащим денежного довольствия зависит от его служебно-должностного положения, времени нахождения на военной службе, квалификации, особенностей возложенных на него служебных обязанностей, других факторов.
Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклада по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклада по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, а также месячных и иных дополнительных выплат. Размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.