Введение:
Служба в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельности, является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регули-рованию личного состава государственных органов. Государственная служба, прежде всего служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций госу-дарства в государственных предприятиях.
Для выполнения определенных, требующих специальной квалификации функций общество выделяет относительно устойчивую категорию работников, занятых этим делом не в качестве общественного, а профессионального управ-ления. Особенности труда государственного служащего, а именно то, что он не производит материальных ценностей непосредственно, но помогает государст-ву реализовывать собственные функции и задачи обязывает государство обес-печивать служащего.
Поэтому государственный служащий выполняет возложенные на него обя-занности на возмездной основе. Таким образом, чертами государственной службы являются: осуществление ее на профессиональной основе за вознагра-ждение (то есть возмездно), специально подготовленными для этого работни-ками - государственными служащими, урегулированность нормами целого комплекса отраслей права. Государственная служба является одной из сторон организационной деятельности государства, и содержание ее составляет прак-тическая реализация функций и задач государства.
Вполне оправдано одной из приоритетных задач кадровой политики счита-ется создание системы социальной и правовой защиты государственных слу-жащих, особенно это относится к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Вопрос 2:
Правовая защита представляет совокупность правовых норм, обеспечи-вающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должност-ных лиц органов, осуществляющих ОРД, и членов их семей в связи с выполне-нием указанными должностными лицами своих профессиональных обязанно-стей.
Такие правовые нормы содержатся в различных отраслях права. Так, в УК РФ имеются статьи, предусматривающие ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях вос-препятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мести за подобную деятель-ность (ст. 317), оскорбление представителя власти (ст. 319), разглашение сведе-ний о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица пра-воохранительного или контролирующего органа (ст. 320), вмешательство в ка-кой бы то ни было форме в деятельность лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 294), угроза или насильственные действия в отношении него (ч. 2 ст. 296), кле-вета (ч. 2 ст. 298) и др.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена ад-министративная ответственность за злостное неповиновение законному распо-ряжению или требованию работника милиции (ст. 165), неповиновение работ-нику милиции (ст. 165.5) и др.
К специальным мерам правовой защиты должностных лиц органов, осуще-ствляющих оперативно-розыскную деятельность, следует также отнести Феде-ральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохра-нительных и контролирующих органов", согласно которому для обеспечения их безопасности могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следую-щие меры: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специ-альных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; времен-ное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места ра-боты (службы); переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности (ст. 5). В целях реализации предусмотренных мер безо-пасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия.
Существуют и другие нормативные акты, определяющие гарантии соци-ально-правовой защищенности оперативных работников. Они касаются, как правило, отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности. Так, в со-ответствии с Указом Президента РФ "О дополнительных мерах по закреплению кадров в органах Федеральной службы безопасности" разрешено выплачивать военнослужащим органов ФСБ, принимавшим непосредственное участие в раз-работке и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с пре-ступностью, единовременное денежное вознаграждение до 20-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.