Введение:
В истории России особое место принадлежит 20-м гг. XX века. С начала 1921 г. главными в жизни страны стали задачи мирного строительства. Специфика 20-х гг. состояла в многообразии форм социально-экономического развития, в остроте политической борьбы, потребовавших отмены политики «военного коммунизма», выработки и внедрения новой экономической политики (НЭП).
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что 20-е годы XX века, особенно первая их половина, привели к возникновению первых ростков нового политического мышления, хотя сам термин родился в недавнее время. Но именно 20-е годы на практике дали сочетание новой экономической политики, демократизации, плюрализма с успехами мирного сосуществования. Был открыт путь к ненасильственному миру и строительству социализма в СССР без социальных катастроф, на основе «гражданского мира». То и другое могло быть успешным лишь во взаимосвязи.
Проблемы НЭПа интересуют современных историков и публицистов как конкретный опыт рыночной экономики в условиях советского строя и история становления тоталитарного общества.
Исходя из вышеизложенного, можно определить цель написания данной работы. Цель настоящей работы состоит в исследовании экономической политики советского государства в 20-е годы XX столетия.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть кризис «военного коммунизма» и переход к новой экономической политики;
Глава 3:
Приоритет политики над экономикой, провозглашённый большевиками в процессе общественного развития, вносил сбои в механизмы НЭПа. В период НЭПа в стране возникало немало кризисных ситуаций. Они были вызваны как объективными, так и субъективными причинами.
Первый кризис в экономике возник в 1923 году. Он вошёл в историю как кризис сбыта. 100 млн. крестьян, получивших экономическую свободу, наполнили городской рынок дешёвой сельскохозяйственной продукцией. Чтобы стимулировать производительность труда в промышленности (5 млн. рабочих), государство искусственно завышает цены на промышленные товары. К осени 1923 г. разница цен составила более 30 процентов. Это явление, с подачи Л. Троцкого, стали называть «ножницами» цен .
Кризис угрожал «смычке» города и деревни, усугублялся социальными конфликтами. В ряде промышленных центров начались рабочие забастовки. Дело в том, что кредиты, получаемые предприятиями ранее от государства, были закрыты. Платить рабочим стало нечем. Проблема осложнялась ростом безработицы. С января 1922 г. по сентябрь 1923 г. количество безработных увеличилось с 680 тысяч до 1 миллиона 60 тысяч.
В конце 1923 г. – начале 1924 г. были снижены цены на промышленные товары в среднем более чем на 25 процентов, а в легкой промышленности, обслуживающей массового потребителя, - на 30-45 процентов. В то же время цены на сельскохозяйственные товары были увеличены почти в 2 раза. Большая работа была проведена по улучшению государственной и кооперативной торговли. В мае 1924 года был создан Наркомат внутренней и внешней торговли. На этот пост был назначен 30-летний А.И. Микоян, самый молодой нарком СССР.
Экономический кризис в это время тесно переплетается с обострением борьбы за власть внутри партии в связи с болезнью лидера – В.И. Ленина . На судьбу страны оказали влияние внутрипартийные дискуссии, охватили широкий спектр вопросов: о рабочей и партийной демократии, бюрократизме и аппарате, о стиле и методах руководства.
Второй кризис возник 1925 г. Он принёс новые экономические проблемы и трудности. Если в ходе восстановительного периода страна сразу получала отдачу в виде сельскохозяйственных и промышленных товаров, то при строительстве новых и расширении старых предприятий, отдача наступала через 3-5 лет, а окупалось строительство ещё дольше. Товаров страна получала пока мало, а зарплату рабочим надо было выплачивать регулярно. Где взять деньги, обеспеченные товарами? Их можно выкачать из деревни, повысив цены на промтовары, либо – допечатать. Но повысить цены на промтовары еще не означало получить больше продуктов из деревни. Крестьянство просто не покупало эти товары, ведя натуральное хозяйство; стимулов продавать хлеб у него становилось всё меньше. Это грозило сокращением экспорта хлеба и импорта оборудования, что, в свою очередь, сдерживало строительство новых и расширение старых производств.
В 1925-1926 гг. вышли из затруднений за счёт резервов валюты и разрешения государственной продажи спиртного. Однако перспектив на улучшение положения было мало. К тому же только за один год безработица в стране, вследствие аграрного перенаселения, увеличилась и составила в 1926-1927 гг. 1 миллион 300 тысяч .
Заключение:
Проанализировав в данной работе различные аспекты НЭПа, необходимо отметить, что конец 1920 - начало 1921 г. становится временем, когда политика «военного коммунизма» достигла своей высшей точки. На рубеже 1920-1921 гг. экономический кризис приобрел угрожающие размеры.
Основой НЭПа провозглашалось сохранение «смычки» между крестьянством и пролетариатом, с помощью которой удалось отстоять советскую власть в годы гражданской войны. Период новой экономической политики не был временем бескрайней свободы частнокапиталистического предпринимательства. Правительство считало своей задачей сохранение созданного за послереволюционные годы государственного сектора хозяйствования – национализированной промышленности. Государственная собственность, участвуя в рыночном состязании, должна была сохраняться незыблемой и ограждаться от возможных посягательств денационализации.
Конкретный анализ теоретических взглядов большевиков на НЭП позволяет убедиться в том, как опасна беспечность властей в понимании целей и задач реформирования, к какой непоследовательности она ведет в разработке практических шагов и механизмов реформ.
В советской историографии утвердился тезис, что теоретическая разработка основ экономической политики победившего пролетариата, в том числе НЭПа, связана с именем В.И. Ленина. Этот тезис в основном соответствовал действительности. Большевистская партия руководствовалась ленинской концепцией НЭПа, официальные органы Коммунистической партии ее активно популяризировали. В 1921 г. (март-июль), осмысливая причины введения НЭПа, В.И. Ленин на первое место поставил социальную напряженность в стране, вызванную политикой «военного коммунизма»; нежеланием почти всех слоев общества с ним мириться, сложившейся на этой основе угрозой потери большевистской партией власти. Вторым фактором, толкавшим к нэпу, была, по мнению В.И. Ленина, формационная отсталость России. И третьим фактором стала задержка мировой революции.
НЭП был нужен, чтобы продержаться в ожидании мировой революции, которая, это было ясно, в ближайшее время не произойдет, поэтому нужно было идти на уступки крестьянству, открывать рынок, формировать товарно-денежные отношения. Именно в этот период большевики обращали внимание на вынужденный характер НЭПа, определяя его как вынужденный тактический ход.
Таким образом, определяя политические аспекты НЭПа, В.И. Ленин, оставлял приоритетными большевистские тезисы о незыблемости диктатуры пролетариата, руководящей роли партии, о государстве как главном инструменте строительства социализма, о государстве, которое не создает, а разрушает законодательную, правовую базу для функционирования многоукладной экономики.