Введение:
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Эта проблема очень актуальна для предприятий любой отрасли, в том числе сферы торговли и услуг, так как руководитель любой ступени должен уметь принимать верные управленческие решения, от которых зависит настоящее и будущее развитие компании.
Цель курсовой работы – провести анализ теории и практики принятия управленческих решений.
Объект исследования – управленческие решения.
Предмет исследования – функции решений в управлении компаниями.
Задачи исследования:
1) определить функциональную направленность управленческих решений в организации,
2) определить сущность и содержание процесса разработки и принятия управленческих решений,
3) рассмотреть особенности принятия управленческих решений на примере предприятия сферы торговли.
В работе использован материал учебной литературы, статей периодической печати.
Так, функциональная направленность управленческих решений в организации рассмотрена с учетом работ таких авторов, как Ю.Н. Барышников, Ю.И. Башкатова, В.Р. Веснин, В.В. Глущенко, Л.И. Дорофеева и др.
Сущность и содержание процесса разработки и принятия управленческих решений рассмотрена с учетом работ таких авторов, как Ю.Н. Барышников, Ю.И. Башкатова, В.Р. Веснин, В.В. Глущенко, Л.И. Дорофеева, А.Г. Ивасенко, Б.Г. Литвак, А.И. Орлов и др.
Методами исследования послужили метод анализа, обобщения, оценки, а также графический способ представления информации.
Глава 3:
Компания «Аметист» основана в 1992 году и широко известна среди российских мебельщиков, как надежный и стабильный бизнес-партнер. Это подтверждает сложившаяся репутация компании в мебельной отрасли и многолетний опыт эффективного сотрудничества с российскими и зарубежными коллегами.
«Аметист» входит в состав одноименной торгово-промышленной группы компаний, основной деятельностью которой является снабжение мебельной отрасли материалами и комплектующими.
На протяжении 18 лет деятельности специализацией компании являются поставки на российский рынок мебельного текстиля, натуральных и искусственных кож, наполнителей. В последние годы ассортимент пополнился фурнитурой, комплектующими и аксессуарами для корпусной и мягкой мебели.
В настоящее время компания «Аметист» имеет разветвленную сеть филиалов и сложившуюся дилерскую сеть в 28 городах России. Сегодня клиентами компании являются более 2000 производителей мягкой и корпусной мебели из 50 регионов Российской Федерации. В складской программе компании поддерживается более 5000 наименований продукции от 80 зарубежных поставщиков. В распоряжении компании «Аметист» не только модернизированный складской комплекс для хранения материалов, но и собственное высокотехнологичное производство отрезов ткани и каталогов.
Команда специалистов «Аметиста» одной из важнейших задач считает повышение конкурентоспособности мебели российского производства. Для обеспечения отечественных мебельщиков качественной продукцией, отвечающей международным стандартам, «Аметист» тщательно подходит к выбору зарубежных поставщиков. Гибко реагируя на быстро меняющиеся тенденции мебельного рынка, изучая спрос и оперативно реагируя на запросы производителей мебели, Аметист ежегодно пересматривает и существенно обновляет ассортимент продукции. В компании активно развиваются интересные проекты и воплощаются новые идеи отечественных производителей.
Направление материалы для мебели представлены тремя торговыми группами:
1) мебельные ткани
2) натуральная и искусственная кожа,
3) наполнители для мягкой мебели.
Для удобства клиентов компании ассортимент предлагаемого товара оптимально сбалансирован и представлен в 3 основных ценовых сегментах: Premium, Elegance и Standart.
Направление комплектующие для мебели представлены двумя торговыми группами:
1) европейская коллекция,
2) коллекция фурнитуры из Юго-Восточной Азии (JET),
Ассортимент каждого направления делится на программы: складскую, заказную (эксклюзив), внедрение («программу изучения спроса»), и распродажу.
В рамках развития технологии продаж в офисе компании оборудованы демонстрационные шоу-румы, где помимо традиционных коллекций складской программы, представлен инновационный инструмент для более эффективного подбора сочетаний мебельной ткани и кож - «Дизайн-карты». Их использование позволяет максимально гармонично сбалансировать разнофактурные текстуры тканей и кож в различных стилистических формах мебели, обеспечив при этом оптимальный ценовой баланс.
Продукция двух направлений реализовывается через 3 канала сбыта: через прямых клиентов (мебельные фабрики), региональных партнеров (дилеры и филиалы) и розничных покупателей. В направлении комплектующие для мебели в 2009 году открыт 4-й канал сбыта – розничные сети.
Миссия ООО «Аметист-Челябинск»: «Мы принимаем участие в создании удобной и красивой мебели, отвечающей законам эргономики и экологии».
В рамках миссии компания реализует следующие стратегические цели на ближайшие 5 лет:
1) усиление конкурентных позиций на рынке,
2) развитие количественного и качественного аспекта номенклатуры предлагаемой продукции,
3) создание благоприятных условий для продуктивного труда всех сотрудников предприятия.
Основные целевые ориентиры ООО «Аметист-Челябинск» можно представить следующим образом (табл. 2.1).
Заключение:
Анализ функциональной направленности управленческих решений показал, что функции управления фирмой делятся на общие и конкретные и их можно рассматривать как системные компоненты менеджмента. При этом реализация функций управления базируется на принятии управленческих решений.
При этом управленческие решения по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, можно разделить на плановые, организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие управленческие решения. При этом имеет место взаимное проникновение и взаимосвязь функций управления и процедур принятия решений.
Сущностные особенности управленческих решений проявляется в их многоаспектности, которая проявляется в экономической, организационной, правовой, технологической, многоэтапной сущности.
В свою очередь анализ динамичности процесса управления показал, что процесс принятия управленческих решений состоит из последовательности этапов и процедур (разработка, принятие и реализация управленческого решения) и направлен на разрешение проблемной ситуации.
При этом подготовка к разработке управленческого решения включает в себя следующие процедуры: получение информации о ситуации, определение целей, разработка оценочной системы, анализ ситуации, диагностика ситуации, разработка прогноза развития ситуации.
Блок разработки и реализации управленческого решения включает такие этапы, как коллективная экспертная оценка, принятие решения ЛПР, разработка плана действий, контроль реализации плана, анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий. При этом каждый этап важен и требует детальной проработки и соблюдение ряда принципов.
Анализ практики разработки управленческих решений на примере компании «Аметист» показал, что на данном предприятии существует функциональный принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации, что оказывает влияние на разработку и принятие управленческих решений.
При этом у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором. Процесс руководства принятия решения в фирме авторитарный, так как принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения принимает только один человек - генеральный директор.
Информирования персонала о текущих результатах деятельности предприятия нет, о происходящих изменениях сотрудники ставятся в известность постфактум.