Введение:
Актуальность данной работы состоит в том, что государство руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с об-ществом, отделен от него. Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, обществен-ная и т.п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего ро-ждения имеет определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться госу-дарственно-властным велениям, а с другой – право на покровительство и защи-ту государства.
В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государство». Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий госу-дарства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
Целью настоящей работы является рассмотрение государства.
На основании вышеизложенного, были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и признаки государства;
- Раскрыть сущность государства.
Вопросы государства содержатся в различных источниках. В основном это учебники по теории государства и права, а также монографическая литера-тура. Вопросы государства рассматриваются в работах таких авторов как С.С. Алексеева, А.И. Бобылева, А. Б. Венгерова, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Малько, В.Н. Хропанюк и других.
Глава 2:
Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производи-телей - рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государст-венной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «го-ворящими орудиями». Аналогичное положение власти и в феодальном общест-ве. Она находится в руках класса феодалов - земельных собственников. Кресть-яне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридиче-ских прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феода-лов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социаль-ное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной вла-сти.
Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве. Фор-мально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закре-пляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в ранне-буржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущест-венный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлеж-ность власти экономически господствующему классу - буржуазии.
В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она также в значи-тельной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих со-циальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и осо-бым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, ста-новясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих произво-дителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя фор-мально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на ос-новные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрез-вычайную относительную самостоятельность», становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапартистском режиме в 50-60-х гг. XIX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуще-ствления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодейст-вия действиям правящей верхушки. Такое положение было, например, в усло-виях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитар-ных режимов стран Латинской Америки.
Заключение:
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего на-рода), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, ко-торая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.
Сущность государства - то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность. Возник-новение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от вла-сти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной час-ти общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.
Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный ре-зультат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений и прежде всего совершенствование экономики, связан-ное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообу-словлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения обще-ственных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способ-ствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование от-ражает происходящие изменения и в определенной степени способствует со-вершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые вы-годны для общества или господствующей верхушки.