Основная часть:
Согласно действующему законодательству осужденный к лишению свободы может быть освобожден условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления он не нуждается в дальнейшем отбывании наказания и отбыл положенную по закону часть срока наказания.
Закон не предусматривает ограничений для применения условно-досрочного освобождения по определенным составам преступлений либо категориям лиц. Досрочное освобождение возможно в отношении любого осужденного после отбытия определенной части наказания. Изменения, внесенные Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. в ст. 175 УИК РФ, позволили осужденным самостоятельно обращаться в суд с ходатайствами об условно-досрочном освобождении.
В исправительных учреждениях области проведены комплексные проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которых особое внимание было уделено законности применения к осужденным условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
В результате выявлены серьезные нарушения законодательства. Должностными лицами исправительных учреждений в суд не представлялись либо представлялись не в полном объеме сведения, характеризующие поведение осужденных за весь период пребывания в исправительном учреждении (об отсутствии взысканий, поощрениях, о добросовестном отношении к труду, учебе и т.д.), а также иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.
Так, Ивдельский городской суд отказал в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении X., осужденного по ч. 1 ст. 111 УК РФ на 5 лет лишения свободы. Администрация колонии, поддерживая ходатайство осужденного, при подготовке материалов не приняла во внимание, что X. ранее условно-досрочно освобождался от отбывания наказания, дважды привлекался к дисциплинарной ответственности, причиненный преступлением ущерб не возместил. И подобные факты не единичны.
В ходе анализа сложившейся обстановки выявлены существенные недостатки и просчеты, в том числе при организации прокурорского надзора за законностью условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. В этой связи были приняты следующие меры.
Прокуратурой Свердловской области в целях повышения эффективности прокурорского надзора за законностью условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания проведен комплекс организационных и практических мероприятий.
В целях недопущения освобождения лиц, нуждающихся в полном отбывании наказания, и своевременного принятия решения в кассационные сроки был издан совместный Приказ "О порядке взаимодействия прокуратуры Свердловской области и ГУФСИН России по Свердловской области при рассмотрении вопросов условно-досрочного освобождения от отбывания наказания", предусматривающий обязательное участие прокуроров в судебных заседаниях по рассмотрению материалов об условно-досрочном освобождении. Одновременно на прокуроров городов и районов, по месту дислокации исправительных учреждений, была возложена обязанность участия в судебных заседаниях при решении вопроса условно-досрочного освобождения.