Введение
Актуальность темы магистерской диссертации заключается в том, что ди-намика мировой экономики XXI века определяет тенденции топливно-энергетической сферы, в том числе нефтегазового рынка, выступающих одно-временно как результат, и как предпосылка экономического развития. При этом существующие проблемы нефтегазового комплекса требуют решения не столько на региональном уровне, сколько на государственном, учитывая воз-можности федеральных институтов, которые способны повлиять на изменение каких-либо неблагоприятных тенденций топливно-энергетического комплекса страны. На фоне международного финансового кризиса 2008 г. направления го-сударственного регулирования и соответствующие действия с целью нивелиро-вания отрицательных последствий в России приобрели особую актуальность и значимость.
В конце прошлого столетия российское зако-нодательство и система ре-гулирования недропользования в целом были сконцентрированы на задаче мак-симального вовлечения природных ресурсов в рыночный оборот и изъятия рентного дохода.
В современных условиях, в связи с переходом экономики в относительно устойчивое состояние развития, основные приоритеты государственно-го регу-лирования нефтегазовой промышленности должны быть смещены в область формирования условий «участия» минерально-сырьевого комплекса в решении более широкого круга социально-экономических задач.
Глава I. Теоретические аспекты государственного регулирования
1.1 Цели и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности
Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации сущест-вующей социально-экономической системы.
Цель государственного регулирования предпринимательской деятельно-сти хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:
1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:
– определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
– создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
– предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разре-шение их в судебном порядке;
– защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъ-ектов;
– установление денежной системы;
– установление стандартов и мер на продукцию.
2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
3) решение макроэкономических проблем:
– объем национального производства;
– пропорциональность развития экономики;
– темпы экономического роста;
– внешнеэкономический баланс страны;
– уровень занятости трудоспособного населения страны;
– социальная защита.
Глава III. Анализ программ по реализации государственной политики в области ТЭК Норвегии.
3.1 Общая характеристика государственных программ ТЭК Норвегии
Ресурсная политика страны, направленная на использование нефти и газа в качестве долговременной и устойчивой экспортной базы, предполагала весь-ма умеренный темп роста добычи. Вместе с тем, нельзя отрицать влияние таких факторов, как давление на Норвегию со стороны США, координационных ор-ганов ЕС, требующих развития внутриевропейских источников энергообеспе-чения и, прежде всего, инерция развития самого нефтегазового сектора страны. В целом всё это привело к более быстрому росту нефтегазовой промышленно-сти. Выгодное расположение месторождений Норвежского моря рядом с уже найденными и рядом с промышленными районами страны, наряду с необходи-мостью демонстрации эффекта активной заинтересованности в развитии аркти-ческих ресурсов, способствует формированию положительных решений по ос-воению высокоширотных районов. Как представляется, влияет, хотя и в мень-шей степени, возможность поставок углеводородного сырья в соседние страны. В различной мере эти факторы проявляются и на уровне внутренних проблем страны, и в системе международных отношений в Европейском Союзе, в НАТО, в странах Балтии. Вплоть до середины 90-х гг. ХХ в. со стороны НАТО и ряда кругов США проводилась кампания противопоставления т. н. «интере-сов» развития морской нефтегазовой промышленности Норвегии и её экономи-ки в целом интересам СССР, представляемым как стремление создать для себя положение монопольного продавца газа в Европе. Вопреки достаточно отчёт-ливо выраженной политике Норвегии умеренного развития энергосектора и со-гласования экономической политики с интересами соседних стран, делались попытки доказать, что лучшей альтернативой является рост экспорта норвеж-ских энергоисточников.