Часть диссертации по теме: Государственное регулирование нефтегазовой отрасли в Норвегии (магистерская диссертация)

Название работы: Государственное регулирование нефтегазовой отрасли в Норвегии (магистерская диссертация)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Часть диссертации

Предмет:

Экономика отраслей

Страниц:

110 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты государственного регулирования 14

1.1 Цели и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности 14

1.2 Основные направления государственного регулирования 27

1.3 Организационные аспекты государственного регулирования 37

Глава II. Особенности государственного регулирования ТЭК Норвегии. 48

2.1 Современное состояние ТЭК Норвегии 48

2.2 Характеристика государственной политики по регулированию ТЭК Норвегии. 62

2.3 Организационно-правовое регулирование ТЭК Норвегии 72

Глава III. Анализ программ по реализации государственной политики в области ТЭК Норвегии. 78

3.1 Общая характеристика государственных программ ТЭК Норвегии 78

3.2 Деятельность компании Statoil как основного участника государственных программ 90

3.3 Оценка эффективности государственных программ 93

Список литературы 102

Приложение А – Перечень технических регламентов нефтегазовой отрасли 103

Приложение Б – Система объектов технического регулирования и технических регламентов нефтегазовой отрасли 104

Приложение В – Сводная таблица элементов Технического регулирования в НГО 107

Приложение Г – Статистика нефтегазодобывающей промышленности Норвегии 108

Приложение Д – Схема нефтегазовой отрасли и энергетического сектора норвежской экономики 109

Приложение Е - Организационная структура компании Stanoil 110

Выдержка:

Введение

Актуальность темы магистерской диссертации заключается в том, что ди-намика мировой экономики XXI века определяет тенденции топливно-энергетической сферы, в том числе нефтегазового рынка, выступающих одно-временно как результат, и как предпосылка экономического развития. При этом существующие проблемы нефтегазового комплекса требуют решения не столько на региональном уровне, сколько на государственном, учитывая воз-можности федеральных институтов, которые способны повлиять на изменение каких-либо неблагоприятных тенденций топливно-энергетического комплекса страны. На фоне международного финансового кризиса 2008 г. направления го-сударственного регулирования и соответствующие действия с целью нивелиро-вания отрицательных последствий в России приобрели особую актуальность и значимость.

В конце прошлого столетия российское зако-нодательство и система ре-гулирования недропользования в целом были сконцентрированы на задаче мак-симального вовлечения природных ресурсов в рыночный оборот и изъятия рентного дохода.

В современных условиях, в связи с переходом экономики в относительно устойчивое состояние развития, основные приоритеты государственно-го регу-лирования нефтегазовой промышленности должны быть смещены в область формирования условий «участия» минерально-сырьевого комплекса в решении более широкого круга социально-экономических задач.

Глава I. Теоретические аспекты государственного регулирования

1.1 Цели и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации сущест-вующей социально-экономической системы.

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельно-сти хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:

– определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

– создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

– предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разре-шение их в судебном порядке;

– защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъ-ектов;

– установление денежной системы;

– установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических проблем:

– объем национального производства;

– пропорциональность развития экономики;

– темпы экономического роста;

– внешнеэкономический баланс страны;

– уровень занятости трудоспособного населения страны;

– социальная защита.

Глава III. Анализ программ по реализации государственной политики в области ТЭК Норвегии.

3.1 Общая характеристика государственных программ ТЭК Норвегии

Ресурсная политика страны, направленная на использование нефти и газа в качестве долговременной и устойчивой экспортной базы, предполагала весь-ма умеренный темп роста добычи. Вместе с тем, нельзя отрицать влияние таких факторов, как давление на Норвегию со стороны США, координационных ор-ганов ЕС, требующих развития внутриевропейских источников энергообеспе-чения и, прежде всего, инерция развития самого нефтегазового сектора страны. В целом всё это привело к более быстрому росту нефтегазовой промышленно-сти. Выгодное расположение месторождений Норвежского моря рядом с уже найденными и рядом с промышленными районами страны, наряду с необходи-мостью демонстрации эффекта активной заинтересованности в развитии аркти-ческих ресурсов, способствует формированию положительных решений по ос-воению высокоширотных районов. Как представляется, влияет, хотя и в мень-шей степени, возможность поставок углеводородного сырья в соседние страны. В различной мере эти факторы проявляются и на уровне внутренних проблем страны, и в системе международных отношений в Европейском Союзе, в НАТО, в странах Балтии. Вплоть до середины 90-х гг. ХХ в. со стороны НАТО и ряда кругов США проводилась кампания противопоставления т. н. «интере-сов» развития морской нефтегазовой промышленности Норвегии и её экономи-ки в целом интересам СССР, представляемым как стремление создать для себя положение монопольного продавца газа в Европе. Вопреки достаточно отчёт-ливо выраженной политике Норвегии умеренного развития энергосектора и со-гласования экономической политики с интересами соседних стран, делались попытки доказать, что лучшей альтернативой является рост экспорта норвеж-ских энергоисточников.

Похожие работы на данную тему