Введение
Актуальность исследования.Адаптация к школе является одним из важнейших периодов в жизни ребенка. В это время происходит перестройка всей системы социальных отношений, усвоение новой социальной роли – ученика, овладение новым типом деятельности – учебной. От эффективности адаптации зависит дальнейшее обучение ребенка в школе и его психическое и психологическое развитие.
Проблеме адаптации ребенка к школе посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Н.И.Гуткина, Г.А. Цукерман, С.И.Азарова, М.М.Безруких, А.А Бодалев, Л.И. Божович, М.Д. Виноградова, О.С. Газман, И.А. Оботурова, А.В. Петровский и др.). Большое значение авторами уделяется роли семьи в адаптации ребенка к школе.
...........
Глава 1.Теоретический анализ проблемы адаптации ребенка к школе
1.1 Понятие адаптация в психологической литературе
Проблема адаптации человека является одной из междисциплинарных и фундаментальных проблем. Г.И.Царегородцев отмечал, что такие понятия возникают на «стыках», «точках соприкосновения» наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. Отечественный философ Ю. Урманцев указывает на то, что по объему и содержанию «адаптация» – понятие не только междисциплинарное, но и весьма сложное, требующее достаточно осторожного обращения.В биологическом плане адаптация означает «приспособление», «саморегуляция». Адаптация охватывает все важнейшие формы жизнедеятельности, начиная с раздражимости и кончая безусловными и условными рефлексами. Механизмы адаптации имеют широкий контекст объяснительных возможностей. По этой причине термин стал широко употребляться в разных науках, включая гуманитарные. Чаще всего говорят об адаптации той или иной социальной группы дошкольников, подростков, юношества либо отдельной взятой личности.
...........
Заключение
Данное исследование посвящено проблеме адаптации ребенка к школе и влиянию на данный процесс социального статуса семьи.
В современной психологии феномен адаптации рассматривается не как пассивное приспособление к условиям жизни, а как активное взаимодействие человека с окружающей средой, обеспечивающее ему возможность самосохранения и саморазвития. Адаптация осуществляется на всех уровнях функционирования организма, что позволяет говорить о физиологической, психической, социальной адаптации.В процессе адаптации происходит взаимодействие двух сложных систем – человека и социальной среды.
Поступление ребенка в школу становится источником важнейших изменений в его жизни. Ребенок входит в новую деятельность – учебную, которая становится ведущей силой развития всех психологических функций и характеристик ребенка. Успешность данного процесса зависит от целого ряда факторов, среди которых педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса, готовность ребенка к школе, характеристики здоровья ребенка, возраст поступления в школу и т.д.
............