ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами.
Однако, анализ реальной ситуации, сложившейся в ДОУ, показывает, что состояние речевого развития детей дошкольного возраста ухудшается. Неуклонно растет количество детей с тяжелыми нарушениями речи, например, с дизартрией.
В связи с этим, одной из актуальных задач специальной педагогики и психологии является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у старших дошкольников с дизартрией.
...........
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИЗАРТРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Причины дизартрии
Прежде чем рассмотреть причины возникновения дизартрии у детей, необходимо рассмотреть основные этапы речевого развития.
Проблема развития речи в онтогенезе человека широко исследуется и обсуждается. При этом прослеживается исходящая от взглядов Л.С. Выготского тенденция рассматривать это развитие в контексте социальных взаимосвязей ребенка.
В речевом развитии детей выделяют два основных этапа: доречевой (от рождения ребенка до 1 года) и речевой (от 1 года и свыше).
Доречевой период играет роль пропедевтического, именно в этот период возникают предпосылки к овладению речью. У ребенка развиваются гуление (3-4 месяца) и лепет (5-6 месяцев). Гуление и лепет являются рефлекторными, не зависят от воли ребенка и не регулируются его сознанием, возникают в процессе внеречевой деятельности речевого аппарата.
............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие речи является процессом, имеющим непосредственную зависимость от влияний внешней среды. Эти влияния обусловливают настройку и мобилизацию психофизиологических ресурсов организма. Однако, многое зависит от качества самих ресурсов. В онтогенезе при нормальном развитии всех систем (в том числе движения) все высшие психические функции развиваются содружественно. Повреждения центральной нервной системы, дефицит какой-либо сенсорной системы или движения, неблагоприятно отражается на формировании речи. В свою очередь, формирование движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. В настоящее время тесное взаимодействие двигательной сферы со всеми психическими процессами воспринимается как аксиома.
..............