Введение
Бурный расцвет естественных наук в XVI в. создал предпосылки для последовательного научного изучения природы человеческой души, природы психики, на основании наблюдений и опытов. Три открытия - пороха, компаса и книгопечатания - изменили лицо и состояние мира в науке, военном деле, мореплавании. Ничто не имело большего могущества и не влияло больше на жизнь, чем эти механические вещи. Знание о мире вещей стали важнейшей предпосылкой господства над ними. Наука подчинялась духу изобретательства, вместо старой дедуктивной логики рождалась новая, логика научного мышления.
...........
1. Учение Р.Декарта о душе
Свои философские взгляды Р. Декарт изложил в таких работах, как «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Принципы философии» (1644) .
Что же является тем атрибутом, который составляет сущность и природу души? Возможно, это движение, питание, как считалось во времена Аристотеля? Нет, все это, по мнению Декарта, касается тела, а не души. Он отрицает существование так называемой растительной души, так же как и животной. Нельзя считать ее сущность также и ощущение, ибо они невозможны без тела. Декарт абстрагируется от всех проявлений человеческого духа, которые тем или иным способом связаны с телом. Что же относится к сущности духа как такового?........
Заключение
Конечно, Декарт располагал тем массивом фактов, который накопила современная наука. Не была тогда разработана и соответствующая система научных понятий, в которых можно было бы адекватно выразить сущность биологических и физиологических процессов. Поэтому выводы, а также термины, которыми пользовался Декарт, могут показаться наивными и даже примитивными. Но метод, сам его подход к различным проявлениям жизни как к природным, физическим процессов оказал огромное влияние на дальнейшее развитие европейской науки. ...........